09:01, 27 сентября 2019 года

Курорт не останется без настоящей минералки

- На протяжении многих лет была сложная ситуация в части добычи и производства минеральных вод. В чем вы видите причину этого?

- К появлению на рынке большого количества контрафакта в свое время привело то, что некоторые недобросовестные бутиляторы производили и продавали воду под брендами «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17». Делали они это под прикрытием ранее полученных НМПТ, не имея при этом доступа к воде. Или же у заводов могли быть действующие контракты с недропользователем, но они закупали минимальное количество воды. Проще говоря, воспользовались возможностью разливать любую воду под видом «Ессентуков» и продавать ее по всей России. Конечно, доверие потребителей к знаменитой минеральной воде было подорвано.

- За счет чего удалось решить проблему нелегального производства «Ессентуков»?

- Для решения этой проблемы руководство страны поставило перед органами исполнительной власти, а также Корпорацией развития Северного Кавказа и «Кавминкурортресурсами» задачу – перейти на самостоятельный розлив путем привлечения инвестора, который обеспечит «КМКР» технической базой и другим необходимым финансированием. Для исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации Минкавказом и Росимуществом определен частный инвестор ООО «Аква Инвестиции». В прошлом году «КМКР» и «Аква Инвестиции» создали совместное предприятие «Холдинг Аква». Так, «Кавминкурортресурсы» перестали передавать воду «Ессентуки» и «Нарзан» сторонним бутиляторам.

Помимо этого при поддержке Совета Федерации и Правительства России были отозваны ранее выданные свидетельства на НМПТ «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17». Таким образом, удалось практически полностью избавиться от контрафакта.

Создание совместного с частным российским инвестором предприятия обеспечило АО «КМКР» по итогам 2018 года чистую прибыль почти в два раза большую, чем в предыдущем году. Полученные финансы в том числе направлены на развитие инфраструктуры снабжения санаторно-курортного комплекса минеральной водой, а значит, и развитие курорта.

- Получается, именно переход на собственный розлив и государственно-частное партнерство помогли поставить точку в борьбе с контрафактом? Какие позитивные изменения для госкомпании и отрасли эта консолидация уже принесла?

- Данный механизм, когда одно предприятие и добывает, и разливает минеральную воду, довольно распространен и показал свою эффективность. По такой схеме производятся, например, такие воды как «Новотерская», добываемая на КМВ, или «Рычал Су» в Дагестане. Есть примеры и за границей – знаменитая вода Evian много лет добывается и производится одной компанией, которая тоже работает по модели государственно-частного партнерства.

Для «Кавминкурортресурсов» как компании с государственным участием создание такого предприятия – это возможность и гарантировать качество воды от скважины к потребителю. С этой же целью наше дочернее предприятие выступило с инициативой эксперимента по внедрению маркировки бутилированной минеральной воды.

- Стоит ли государству опасаться потери контроля над недрами? Какие меры, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы и защитить недра, и помочь развитию сферы розлива минеральной воды?

- Недра были и остаются собственностью Российской Федерации, месторождения не могут быть переданы в частную собственность. Меняется только держатель лицензии.

В настоящее время необходимо наладить координацию между многочисленными недропользователями региона в части мониторинговых и исследовательских работ, а также продолжить работы по созданию единой, охватывающей всю территорию региона КМВ системы мониторинга состояния недр в целях обеспечения надлежащего контроля над объемами добычи и рациональным использованием природных ресурсов.

- Как обстоит дело с применением минеральной воды в лечебницах края – потребности санаториев все те же или рост турпотока повлиял?

- Основной задачей «КМКР» как крупнейшего недропользователя региона остается обеспечение санаторно-курортного комплекса региона минеральными водами и лечебной грязью. Потребность санаториев в минеральной воде соответствует росту туристического потока в города-курорты КМВ. При этом АО «КМКР» готово удовлетворить растущие потребности санаторно-курортного комплекса региона. В настоящее время отбор минеральных вод на месторождениях ниже разрешенных гидрогеологических норм (запасов), поэтому АО «КМКР» может увеличивать объем добычи минеральных вод по всем месторождениям. Вместе с тем растет и наша ответственность за качество поставляемых в лечебницы и питьевые бюветы вод. За это отвечает наш испытательный центр, где ежедневно проверяется вода из всех эксплуатационных скважин, принадлежащих «КМКР».

- Кстати, раз уж мы заговорили о мониторинге за состоянием недр. Кисловодский нарзан, говорят, потерял свойства. Домыслы или есть доля правды?

- На сегодняшний день мониторинг «КМКР» показывает, что вода «Нарзан», которую мы добываем и поставляем в бюветы и отправляем на розлив, соответствует кондициям, установленным ГОСТом, и бальнеологическим требованиям. Ситуация на Кисловодском месторождении стабильная, скважины «КМКР» в границах Кисловодского месторождения находятся на глубине более 150 метров – это защищенный водоносный горизонт. В лабораториях испытательного центра мы следим за качеством «Нарзана» и его соответствием стандартам.

- В Пятигорске сейчас громко обсуждается тема застройки природоохранных зон. В частности, общественность и экологи беспокоятся о повреждении месторождения минеральных вод из-за строительства и благоустройства. Кто прав, а кто виноват в этой проблеме, по мнению недропользователя?

- Мы уже не раз говорили, что строительство и проведение каких-либо работ в зонах горно-санитарной охраны необходимо согласовывать с недропользователем. Тем более, когда речь идет о работах в первой зоне горно-санитарной охраны, как это происходит на горе Горячей. К планированию строительства в природоохранной зоне, где залегают источники минеральных вод, к обсуждению применения технологий и использования техники «Кавминкурортресурсы» не привлекали.

На самом деле в первой зоне горно-санитарной охраны запрещена хозяйственная деятельность, кроме исследования и использования природных ресурсов для лечения и оздоровления. Применять при этом допускается только экологически безопасные технологии, не наносящие ущерба природным лечебным ресурсам. Несомненно, что курорты должны благоустраиваться и развиваться, но при не-укоснительном соблюдении требований закона, с применением технологий, исключающих негативное воздействие на окружающую природную среду.

Применение тяжелой спецтехники при строительстве терренкура в Пятигорске, которое вызвало общественный резонанс, - это нарушение законодательства со стороны подрядчика. Главное, чтобы данная ситуация впредь не повторилась, ведь минеральные воды – один из самых ценных лечебных факторов курортов федерального значения, благодаря которому они, собственно, и развиваются.

«Курорт не останется без настоящей минералки»
Газета «Ставропольская правда»
27 сентября 2019 года