07:50, 28 августа 2019 года

Открыт музей основателя Кисловодского цирка

Вот уже почти пять десятилетий уникальное по архитектуре здание цирка является визитной карточкой не только Кисловодска, но и всего курортного региона. За это время на его манеже выступали практически все звезды отечественного циркового искусства. А в его стенах сотни тысяч ребятишек и взрослых погрузились в атмосферу праздника, ощутили сопричастность волшебству, имя которому Цирк. Все это свершилось во многом благодаря Геннадию Михайловичу Трахтенбергу.

В назначенный час у входа в цирк собрались многие известные деятели культуры и искусства, представители органов власти. Однако в центре внимания, конечно же, были представители знаменитой цирковой династии Боско-Трахтенбергов.

Основатель династии Михаил Трахтенберг – личность уникальная. Сын богатого хлебопромышленника из Санкт-Петербурга, он по поручению отца отправился в Америку продавать зерно. Однако домой Михаил вернулся не с полной мошной злата, а с комплектом иллюзионной аппаратуры. Отец был вне себя не столько от расточительства сына, сколько от того, на что тот потратил выручку от продажи зерна. В отличие от грозного родителя Михаил не считал цирк чем-то зазорным. Он взял себе псевдоним Боско (по имени знаменитого итальянского иллюзиониста) и многие годы успешно выступал в отечественных цирках с аттракционом «Иллюзия, телепатия, гипноз».

Сын Михаила Геннадий, как водится у цирковых артистов, продолжил дело родителя: выступал с иллюзионным номером и жонглировал на лошади. В послевоенные годы в полной мере раскрылся и организаторский талант Геннадия Михайловича. Под его руководством в Советском Союзе было создано шесть цирков шапито. А затем и стационарный Кисловодский цирк, который теперь носит имя Геннадия Трахтенберга.

Ныне безусловным лидером династии является сын Геннадия Михайловича Станислав. Уже в пятилетнем возрасте он начал участвовать в цирковых представлениях. Став известным жонглером, Станислав создал семейный номер «Жонглеры Боско», где вместе с ним выступали сестры и племянник. Однако, как и отец, Станислав Геннадьевич больше всего известен в цирковом мире как талантливый организатор. Сначала он успешно руководил передвижным цирком, а в 1990 году был назначен директором Ярославского цирка. Под его руководством цирк стал самым ярким очагом культуры в старинном русском городе. Да и в профессиональном сообществе Ярославский цирк считают одним из лучших региональных цирков. Вот почему именно Станиславу Трахтенбергу наряду с другими выдающимися организаторами в 1996 году поручили провести в Лужниках грандиозный фестиваль «Золото российского цирка».

Несмотря на весьма почтенный возраст и занятость в Ярославском цирке, Станислав Геннадьевич счел необходимым приехать в Кисловодск на открытие кабинета-музея его знаменитого отца. Экскурсию по новому музею вела старший научный сотрудник историко-краеведческого музея «Крепость» Рахима Гочияева. Она предложила Станиславу Геннадьевичу первым переступить порог кабинета-музея его отца.

В небольшом помещении, где когда-то решал организационные и хозяйственные вопросы цирка сам Геннадий Трахтенберг, все стены и витрины заполнены всевозможными реликвиями: афишами, фотографиями и личными вещами. Их предоставили родственники Геннадия Михайловича, а часть извлекли из запасников музея «Крепость». Однако центральное место в экспозиции занимает живописный портрет Геннадия Михайловича в преклонные годы. Глядя на него, я, как и многие другие посетители музея, невольно обратил внимание на поразительное сходство Станислава Геннадьевича с отцом.

Тем временем Рахима Гочияева живо и увлекательно рассказывала о становлении циркового искусства в Кисловодске. Едва Кислые Воды стали популярным курортом, сюда потянулись циркачи, дабы развлекать почтенную публику. И в дореволюционные, и в советские годы в Кисловодске гастролировали цирки шапито. Неоднократно здесь выступал и всемирно известный цирковой борец Иван Поддубный. А в годы Великой Отечественной войны, после освобождения Кисловодска от оккупантов, сюда эвакуировали цирковую труппу. Несколько лет она давала представления на курорте.

Появление в 70-е годы стационарного цирка на курорте неразрывно связано с именем тогдашнего Председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Алексей Николаевич обожал природу Кисловодка. По сей день в здешнем парке экскурсоводы показывают «косыгинскую тропу». Однако как государственный деятель он отчетливо видел и «ахиллесову пяту» курорта. После прогулок по лесам и горам отдыхающим некуда было податься кроме воздвигнутого еще в дореволюционные годы Курзала Владикавказской железной дороги.

В 1969-м году правительство страны приняло решение о строительстве на курорте Кисловодск стационарного цирка. Курировать объект поручили лично министру культуры Екатерине Фурцевой. Прежде по работе Екатерина Алексеевна неоднократно контактировала с Геннадием Трахтенбергом и была весьма высокого мнения о его организаторских способностях. Так «сошлись звезды», и Геннадий Михайлович возглавил сооружение Кисловодского цирка. А после торжественной приемки уникального здания цирка в 1973 году он на долгих три десятка лет стал бессменным директором.

Ныне Кисловодский цирк возглавляет Ирина Веселкова-Лен. Она радушно пригласила всех участников церемонии открытия кабинета-музея Геннадия Трахтенберга осмотреть радикально обновленное здание цирка. Дело в том, что постоянная смена в течение каждого сезона программ, участвующих в них людей и животных, создает повышенную нагрузку на инфраструктуру здания. За несколько десятилетий интенсивной эксплуатации Кисловодский цирк изрядно обветшал, что побудило руководство страны включить его реставрацию в федеральную целевую программу «Культура России» на 2012 – 2018 годы. На ремонтно-реставрационные работы из федерального бюджета выделили 198 миллионов рублей. Под жестким контролем федеральных и местных властей подрядчик все работы выполнил качественно и в срок.

- Мы гордимся театральным видом нашего зрительного зала, его красными бархатными креслами, - заявила Ирина Владимировна, показывая преображенное помещение. - Четыре десятка кресел в первом ряду быстросъемные, что позволяет при необходимости разместить на их месте коляски инвалидов. Отлично работает система вентиляции и кондиционирования, что весьма важно в летний период в нашем южном регионе.

Затем мы воочию убедились, что реставраторы позаботились не только о людях, но и о животных. Судя по тому, как спокойно тигр и львицы взирали на внезапно появившуюся толпу, животным в обновленных вольерах вполне комфортно.

Уверен, что доведись Геннадию Михайловичу Трахтенбергу сегодня взглянуть на свое детище, он бы от души порадовался.

«Жизнь на манеже»
Газета «Ставропольская правда»
28 августа 2019 года