© Фото: из архива газеты «СП»

Сегодня президентом нашей страны ставится задача к 2024 году повысить до 90% удовлетворенность граждан работой служб занятости. Задача сложная, ведь для того чтобы соответствовать ожиданиям населения, службам занятости необходимо измениться до неузнаваемости. Они должны стать современным кадровым центром, а их сотрудники – персональными консультантами для каждого, кто обращается в поисках работы. Не так давно Ставропольское отделение Общероссийского Народонго фронта провело на эту тему заседание круглого стола в краевом центре. Спикером на нем стал руководитель проекта ОНФ «Служба занятости 2.0» Илья Семин. Он назвал наш край первопроходцем. И обещал оказывать региону помощь при реализации этого проекта. Поскольку именно на Ставрополье наметились серьезные подвижки в реализации федеральных и региональных программ, которые касаются развития сферы труда и занятости населения.

В проекте три города

Первыми в нашем регионе работу службы занятости реформируют города Ставрополь, Невинномысск и Минеральные Воды. Принятый в крае региональный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает реализацию двух мероприятий: переобучение, повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда; развитие инфраструктуры занятости в Ставропольском крае. Весь комплекс мероприятий рассчитан до конца 2024 года.

Финансирование проекта осуществляется из федерального и краевого бюджетов. Общий объем средств, выделенных в текущем году, на мероприятия по поддержке занятости составляет 66,69 млн рублей, на развитие инфраструктуры занятости – 39,47 млн рублей.

– Наша задача – сделать так, чтобы центры занятости, с одной стороны, стали ближе к людям, чтобы обращающиеся к нам за помощью в поисках работы граждане видели в них прежде всего центры для собственного профессионального развития для построения карьеры, обеспечения надежной помощи в трудной жизненной ситуации, связанной с потерей работы, переменой места жительства. Нужно, чтобы на помощь центров занятости могли рассчитывать все обратившиеся туда в связи с профессиональными затруднениями, например из-за получения инвалидности, с выходом в декретный отпуск и просто выходом на рынок труда впервые после получения профессионального образования, – рассказывает министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Иван Ульянченко. – С другой стороны – центры занятости должны превратиться в мощный экономический рычаг для модернизации экономики, повышения производительности труда, что достижимо только при выстраивании тесных, партнерских отношений с работодателями, оказании им помощи по целому комплексу вопросов обеспечения кадрами и развития кадрового потенциала. Нам необходимо построить такую инновационную систему оказания услуг, при которой результаты работы учреждений занятости будут не просто цифрами на бумаге, а конкретными достижениями по улучшению жизни людей, а также экономических показателей предприятий и организаций края. Пока мы только в самом начале долгого и сложного пути реформирования. И сейчас нам нужно понять, как сделать, чтобы те инвестиции, которые потратит государство на модернизацию служб занятости, сделали наши центры привлекательными для опытных специалистов или выпускников, или пенсионеров, которые по той или иной причине хотят найти новую работу.

Новая миссия службы занятости

Основная цель реформирования, призванного повысить эффективность деятельности служб занятости, – изменение принципа оказания услуг. В соответствии с новой моделью организации работы служба занятости будет взаимодействовать с гражданами и работодателями посредством представления персональных консультантов-ассистентов, которые проведут оценку сложившейся жизненной ситуации у каждого конкретного жителя края. А потом оценят бизнес-ситуации у работодателей. И в конце концов разработают комплекс мероприятий, в том числе по подготовке (переподготовке) граждан, углубленному профилированию, адаптации на рынке труда, психологической и материальной поддержке с целью быстрого и эффективного решения возникших у работников и работодателей проблем.

Таким образом, учреждениям занятости предстоит перейти от механизма предоставления услуг к механизму решения проблем россиян и тех предприятий, которые готовы предоставить им работу.

Индивидуальный подход к каждому

Поскольку работодателям нужны специалисты с конкретными компетенциями и навыками, для организации работы по поддержке занятости планируется проводить профилирование соискателей по навыкам. Благодаря этому в распоряжении служб занятости будет находиться не сухое резюме соискателя, которое зачастую содержит исключительно субъективную информацию об ищущем работу человеке, а расширенная информация о нем, его навыках, возможностях, интересах, подтвержденная дипломами, сертификатами и другими документами. Индивидуальный подход к оказанию услуг позволит учитывать все жизненные обстоятельства человека, а также запустить специальные программы поддержки для уязвимых социальных групп, то есть для инвалидов, выпускников, пожилых людей. Вовлеченность консультанта в жизненную ситуацию соискателя будет интенсивной, он сможет помогать человеку решать и некоторые личные проблемы, если они возникают в результате трудоустройства. Например, в новых центрах занятости вам смогут предложить интересные вакансии в другом регионе, расскажут об условиях жизни там, как и где снять жилье, при необходимости помогут переселиться в другой регион, подобрать детский сад для ребенка и вообще выстроить карьерную траекторию.

Помощь работодателям

Принципиально по-новому будет выстраиваться и взаимодействие служб занятости с работодателями. Теперь служба сама пойдет к работодателям и будет выступать в роли главного помощника при подборе необходимых кадров. В том числе помогать им на стадии первого отбора сотрудников (вести первичное интервью с соискателями в своих помещениях, выполнять часть функций кадровой службы предприятия у себя на площадке, участвовать в управлении персоналом в заданных параметрах). Кроме того служба сможет стать консультантом программ найма дополнительной рабочей силы для новых проектов, которые уже реализуются в нашем крае и предполагают открытие новых производств или расширение производства. А кроме этого реформированные службы занятости призваны стать участником совместных программ трудоустройства высвобождающихся работников.

Принцип «одного окна»

Предполагается, что услуги служб занятости будут предоставляться по принципу «одного окна». И не только при очном общении или по сети Интернет, но и по телефону, через мобильные приложения. То есть, практически все услуги при желании можно получить дистанционно, включая удаленную запись на прием в службу занятости и онлайн-заполнение на оказание услуг. Основными онлайн-ресурсами для поиска работы и подбора работников станут общероссийская база вакансий «Работа в России» и официальный интерактивный портал службы занятости населения края.

В идеале служба занятости населения должна стать главным источником всей информации, связанной с ситуацией на рынке труда, понимать распределение трудовых ресурсов в регионе, выполнять функции прогнозирования, анализа востребованности профессий и приоритетных компетенций для профессионального обучения и переобучения граждан.

В настоящее время в вошедших в пилотный проект центрах занятости идет подготовка к работе в новых условиях. До конца сентября планируется завершить текущий ремонт зданий и помещений и оснащение рабочих мест сотрудников в соответствии с Едиными требованиями к организации деятельности органов службы занятости, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и направленными в том числе на внедрение новых цифровых сервисов и программно-аппаратных комплексов.

,

На Ставрополье создается новая модель службы занятости / Газета «Ставропольская правда» / 28 августа 2019 г.