© Фото: www.culture.ru

Победы и беды

Домашний народный театр-студия «Оптимисты» – создание художественного руководителя заслуженного работника культуры РФ М. Литвинова из станицы Старомарьевской Грачевского района – знают не только в регионе, но и в стране. За почти полвека работы режиссер и артист удостоен многих наград. Самые дорогие – победа в Общероссийском конкурсе социальных проектов «Наш город» в номинации «Наш дом»; звание лауреата Международной премии «Филантроп» и V Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр»; в краевом конкурсе малых форм театрального искусства «Русь, Россия – Родина моя»; премия губернатора и многочисленные награды за участие в зональных и краевых конкурсах. Недавно Михаил Данилович отметил свой день рождения, который совпал с двадцатилетием существования его театра «Оптимисты», а также с пятилетием его же единственного в стране Домашнего театра.

По случаю тройного праздника одаривать юбиляра должны были зрители и гости. Однако Михаил Данилович решил по-своему. Личный праздник превратился в творческий отчет о работе, в которой были не только победы, но и беды, тревоги, преодоления.

…Пять лет назад произошло событие, которое человека, не крепкого духом, вполне могло выбить из колеи, вывести из профессии. С рождения как бомбу замедленного действия Литвинов носил в себе хворь, которая не раз проявляла свою коварную сущность. В последний раз удар был такой силы, что режиссер практически потерял способность свободно передвигаться и пересел в инвалидную коляску. Неразрешимой проблемой стало добираться до Дома культуры, где обычно проходили репетиции спектаклей. Тогда-то и возникла идея Домашнего театра, то есть театра, который всегда рядом, практически «на дому».

Бывшие ученики и в первую очередь его ангел-хранитель – сестра Люба, а также выпускница студии, ныне предприниматель Светлана Попова помогли старую хозяйственную постройку рядом с домом превратить в малый (на 55 мест), но вполне комфортный зал театра, где уже отыграны десятки спектаклей.

– Через мою школу прошло около четырехсот человек, – вспоминал Михаил Данилович, – поставлено более 30 спектаклей, которые увидели 14 тысяч зрителей. Это «Тихий Дон» М. Шолохова; спектакль по рассказам В. Шукшина; «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» А. Пушкина; «Живи и помни» В. Распутина; «Медведь» А. Чехова…

Его школа

На юбилее актера были представители Ставропольского краевого отделения Союза театральных деятелей РФ, местной администрации, журналисты, друзья… Но самое главное – ученики. Они дороги мастеру, как родные дети. Подопечные Михаила Даниловича взяли от него самое лучшее: привычку к правде чувств и мыслей, творческий подход к профессии, неравнодушие к тем, кто нуждается в помощи, и огромную любовь к театру. Литвинов признался, что учитель он строгий. Случалось, кое-кто из его питомцев не выдерживал, покидал студию.

– Уходили. А через год снова просились назад. Я их учу произносить стихи и тексты по-другому. Не декламировать, чтобы пятерку в дневнике поставили, а чтобы они сами понимали, о чем идет речь, и зрителям это доходчиво могли донести.

Педагог, который любит своих питомцев, знает, там, где заканчивается дисциплина, заканчивается результат. Литвинов давно понял, во время репетиции нельзя быть снисходительным: «Снисходить», значит смотреть на ученика сверху вниз, а он должен быть рядом. Я артист, и он артист. Мера ответственности у нас одна. И полная (снизу доверху) взаимозаменяемость». Это не просто слова.

Во время юбилея руководители Ставропольского отделения СТД РФ заслуженный артист РФ В. Аллахвердов и Л. Заводнова рассказали любопытную историю из гастрольной жизни старомарьевского театра. На фестивале в Санкт-Петербурге отсматривали спектакли самодеятельных драматических коллективов из регионов. Судейскую бригаду возглавлял известный в стране народный артист РСФСР А.А. Ширвиндт (художественный руководитель Московского академического театра сатиры). Литвинов привез для показа чеховскую «Ведьму». Когда пришло время выхода на сцену, выяснилось, что молодой актер А. Беляев, который должен был играть роль дьячка, почувствовал себя плохо. Времени на раздумья не было. Михаил Данилович буквально вскочил в костюм и тут же включился в работу. А после спектакля первым поспешил на воздух отдышаться. По приказу Александра Анатольевича тогда Литвинова искали по всему театру. «Найдите мне этого актера, дайте мне с НИМ познакомиться!», – зычно раскатывалось по всему зданию…

Та поездка была очень удачной. А Беляеву, который позже все-таки показался зрителям и очень всем понравился, предложили поступать в институт кинематографии. Оценили по достоинству и талант Литвинова. Режиссер Анисимов из Пушкинского театра пригласил Михаила Даниловича попробоваться на роль Иисуса Христа, а Сашу Беляева – на роль апостола Петра. Пробы утвердили. Через полгода должны были вызвать на съемки. Но … развалился Советский Союз, а вместе с ним такие заманчивые планы.

Спектакль-шутка «Медведь» стал судьбоносным для молодых артистов театра «Оптимисты» О. Бочаровой и М. Подзолко. Он был показан в Москве на сцене Детского музыкального театра «Экспромт». Высоко оценила работу актеров народная артистка РФ Людмила Иванова. А народная артистка РФ Евдокия Германова пригласила молодых артистов из Старомарьевки в школу-студию МХАТ.

В сельском доме М. Литвинова при жизни успел побывать народный артист РСФСР, секретарь правления Союза театральных деятелей РФ Андрей Толубеев. Не в последнюю очередь и благодаря его поддержке в станице появился свой театральный зал.

Приходите в мой дом

О непростой истории театра с большим чувством вспоминали на празднике. Под щемящую мелодию песни М. Круга «Приходите в мой дом» на экране, сменяя друг друга, проходили фрагменты жизни театра-студии: занятия, репетиции, показы.

Голос за кадром одного из талантливых учеников, а ныне постановщика, артиста, друга юбиляра Владимира Задова был как признание в любви театру от лица всех, кто прикоснулся к этому чуду в студии М.Д. Литвинова. Вот они – артисты, исполнители, ведущие… Вначале юные – трогательные в своей старательности. Позже – возмужавшие... На видеокадрах жизнь, полная успехов, сомнений и разочарований спрессована в мгновения. Сколько их прошло через душу и сердце режиссера! В последние годы основным делом, а в сущности и делом жизни для Михаила Даниловича стала работа над тремя уникальными моноспектаклями «Духовного цикла».

К своему отчету Михаил Данилович подготовил отрывки из первопамятника древнерусской литературы одиннадцатого века митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати», кстати, не имевшего ранее никаких театральных истоков и традиций. Впервые к театру адаптировался текст, подбирался видеоряд и музыкальное сопровождение, режиссировалась подача материала. И с какой же деликатностью к каждой мысли и слову строился сценарий! А есть еще моноспектакли «Божественные оды» Г. Державина и «Молитва», в основу которого положены лучшие духовные стихи русских поэтов XVIII – XXI веков - А. Фета, П. Вяземского, Ф. Глинки, К. Романова,

В. Жуковского, Д. Мережковского. Я не раз видела, как зрители плакали во время спектаклей, независимо от того, где их показывали – в храме, библиотеке, школе или в ДК.

Святое дело

– Юбилей заслуженного работника культуры РФ М. Литвинова в очередной раз показал нам всем и прежде всего зрителям, что Михаил Данилович – человек талантливый не только профессионально, но и душевно, – говорит близкий друг и главный помощник юбиляра В. Лычагин, сам, кстати, по первой специальности артист. – Он прошел сложный творческий путь, руководил взрослым и детским театрами. В последнее время его главное детище – уникальный, не имеющий аналогов в стране Домашний театр, который, как мне кажется, сегодня с полным правом можно назвать профессиональным. Это качественно иной статус театра, и поэтому требует к себе другого отношения.

Михаил Данилович – профессиональный актер и режиссер и по основной работе, и по образованию. В его театре работает труппа профессионалов: актерская и постановочная (сценаристы, художники-оформители, звукооператоры…). Есть специальное помещение со сценой, зрительным залом, осветительным и техническим оборудованием, где можно показывать спектакли.

Наработан полноценный репертуар, где представлены лучшие образцы русской театральной классики.

Везде, где появляется театр М.Д. Литвинова, он непременно находит своего зрителя. Причем не только в станице Старомарьевской, но и в крае.

Пока Литвинов держится на зарплате, которую получает из небольшого бюджета муниципального образования. (Добавлю, все спектакли в театре бесплатные!) А расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, пошив костюмов, изготовление декораций Михаил Данилович покрывает за свой счет. Следует учитывать и трудности гастрольных перемещений. Нужен не только специальный транспорт, но и волонтеры, готовые помочь в нужный момент.

Учитывая все это, следует подумать о помощи М.Д. Литвинову в выживании театра и расширении гастрольной деятельности. В крае есть и уже успешно действуют миссионерские православные туристические маршруты. Почему бы не включить туда и театр Литвинова?! Сегодня Михаил Данилович признан и уважаем не только зрителями, но и властью, театральным экспертным сообществом. Ему не надо доказывать, что он не кукушка, которая неизвестно где «вьет гнездо». О его творчестве московские режиссеры уже сняли два фильма. Последний – не далее как в прошлом году, и демонстрация этой картины уже проходит по стране.

– Уверен, творческих людей с подобным творческим багажом и потенциалом, силой воли, пониманием направления деятельности у нас не много, и их необходимо поддерживать, – считает В. Лычагин.

P.S. Автор этой статьи в течение долгого времени наблюдает за деятельностью театра М.Д. Литвинова. В последнее время еще и как сотрудник СКБМ имени В.И. Слядневой. С этой библиотекой Михаил Данилович давно дружит. Большая часть театральных премьер апробировалась именно на этой молодежной площадке. И новый спектакль, который режиссер готовит по популярнейшей сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», по доброй традиции пройдет именно в «молодежке».

Тамара ДРУЖИНИНА, журналист, театральный критик

Домашний и знаменитый / Газета «Ставропольская правда» / 22 августа 2019 г.