Поток транзитного транспорта через наш край достаточно плотный. Автомобилисты из соседних регионов лестно отзываются о качестве дорожной сети на Ставрополье. Если судить об этом с точки зрения официальных рейтингов, то сегодня по этому показателю регион входит в десятку лучших среди субъектов России. Это объективная оценка работы дорожников. О достижениях и планах отрасли рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта края Евгений Штепа.

Евгений Штепа

Евгений Штепа

– Евгений Викторович, новичком вас уже не назовешь. Больше года возглавляете дорожную отрасль края. Я знаю, что начали вы, вступив в должность, с объезда территорий и дорожных ремонтно-строительных предприятий. К каким выводам пришли в итоге? В этих поездках родились какие-то идеи по перестройке работы дорожного хозяйства?

– Безусловно, благодаря плановой работе правительства края дороги на Ставрополье объективно имеют высокую степень нормативного состояния, если выражаться на нашем профессиональном языке. Однако это не повод не думать об улучшении действующей транспортной инфраструктуры. Если не заботиться о содержании дорог, не проводить текущих ремонтов, все предыдущие усилия по обустройству дорожной сети пойдут насмарку. Дорога, как и любая вещь, если за ней не ухаживать, приходит в негодность. Помимо того надо учитывать особенности современной экономики, которая сегодня активно развивается. Одной из важных составляющих, если не сказать больше, ключевым звеном ее динамичного роста является транспортная инфраструктура. В основном экономические связи осуществляются посредством железнодорожного и автомобильного транспорта. Причем второй имеет даже более важное значение, поскольку соединяет и те географические точки, которые находятся далеко от железнодорожных станций.

В связи с этим обстоятельством на первый план выдвигаются задачи не только по приведению дорог в нормативное состояние, но и по их модернизации в связи с увеличением транспортного потока. На дорогах появилось много современных большегрузов, нагрузка на дорожное покрытие значительно возросла. Весь этот год специалисты дорожного министерства вели мониторинг действующей транспортной системы, в результате обозначили на карте те участки, которые работают в режиме перегрузки и, соответственно, требуют принятия тех или иных мер по снятию напряженности. Общая их протяженность - 66 километров. Наши исследования являются основанием либо для расширения дороги, увеличения полосности, либо для создания новых транспортных коридоров, перенаправления потоков на другие участки магистралей. Именно по такой схеме план действий пересматривается ежегодно, то есть постоянно обновляется и актуализируется.

– Можно назвать в качестве примера, конкретно на каких направлениях требуются кардинальные меры?

– Взять хотя бы востребованное направление Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красногвардейское, которое связывает в том числе и соседние субъекты с портами на Черном море. Весь поток груженых автомобилей движется через Ставропольский край. Часть нагрузки, конечно, приходится на федеральные трассы. Однако транспорт из Дагестана, Калмыкии, Астрахани, Волгограда в Ростовскую область или Краснодарский край следует большей частью именно по региональным дорогам, находящимся в ведении ставропольских дорожников. В связи с этим здесь планируется перевод дороги из четвертой в третью, более высокую категорию, что означает расширение полосы с 3,5 до 4,5 метра и утолщение асфальтобетонного полотна. В модернизации нуждается и ряд других направлений: на Буденновск, центральную часть Ставрополья через Благодарный, Красно-гвардейское и т. д. Действия могут быть разными. В числе возможных решений наряду с вышеназванным – перевод дороги во вторую категорию. Это две полосы в одну сторону и две в другую.

Однако надо помнить, что наши возможности ограничены объемом средств дорожного фонда. Чтобы справиться с дорогостоящими проектами, за помощью краевая власть обратилась в Минтранс и Правительство РФ. Это касается в первую очередь двух развязок, которые планируется в ближайшей перспективе реализовать: на Бештаугорском шоссе, ведущем в Пятигорск, и в краевом центре на пересечении Кулакова и Ленина. Их ориентировочная стоимость соответственно 3,7 и 3,5 млрд рублей. В Пятигорске в рамках проекта планируется также плюсом реконструкция нескольких километров шоссе и путепровода над железной дорогой.

В августе завершились дорожные работы по улице Красной в селе Степном Степновского района. Общая протяженность обновленного дорожного полотна составила более 1 км.

В августе завершились дорожные работы по улице Красной в селе Степном Степновского района. Общая протяженность обновленного дорожного полотна составила более 1 км.

© Фото пресс-службы дорожного хозяйства и транспорта СК

– И насколько реально получить финансовую поддержку от центра?

– Реальность такая высока. Многое ведь зависит и от заинтересованности региона в получении такого финансирования. Между краевой властью и руководителем Минтранса РФ уже достигнута принципиальная договоренность о взаимодействии в этом вопросе. Все необходимые поручения ведомствам, от которых зависит решение вопроса, даны. Требование любого федерального министерства, когда речь идет о реализации таких масштабных проектов, – это подготовка регионом необходимой проектно-сметной документации. В правительстве и министерстве дорожного хозяйства и транспорта края такая работа уже идет. Начаты изыс-кательские работы по исследованию грунтов, привязке проектов на местности. Далее все это будет положено на бумагу. Если все этапы быстро пройдем, а все складывается именно так, к концу этого года подготовим проектно-сметную документацию.

– Бюджет дорожного фонда в этом году рекордно большой – 11 млрд рублей. Какие крупные проекты реализуются в этом году? Какие поставлены приоритеты перед дорожной отраслью?

– Масштабные работы на дорогах Ставрополья в самом разгаре. Лето для дорожников такая же страда, как для аграриев уборка хлеба. В этом году в крае за счет дорожного фонда будет обновлено почти 800 км дорожного покрытия. В этой цифре учтены разные виды работ: строительство и реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, поверхностная обработка дорожного покрытия. Также будет отремонтировано 7 мостов. Плюсом к намеченному станет и тот объем дорожных работ, который будет осуществлен в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В пределах ставропольской агломерации намечено обновить 111 км региональных и муниципальных дорог.

Что касается крупных объектов. Планируем в этом году закончить строительство нового путепровода через железную дорогу в Невинномысске. Это крайне важная задача. Действующий ранее путепровод находится в аварийном состоянии. Дальнейшая его эксплуатация просто опасна. Профилактические работы не дадут нужного результата. Пока еще он работает, но с большими ограничениями по тоннажу. Просто его окончательное закрытие означает разделение города на две части. Сообщение возможно в этом случае только в объезд. А это большой крюк. Работы по возведению нового путепровода начаты в прошлом году. В нынешнем планируем закончить и сдать в эксплуатацию.

К концу года будет завершено строительство Российского проспекта в Ставрополе. Подрядчики определены и приступили к работе. Стоимость объекта 1,08 млрд рублей. Его сдача обеспечит краевой центр еще одним обходом, благодаря которому из юго-западной части Ставрополя можно будет, минуя улицы Шпаковскую и Тухачевского, центр города, попасть на Южный обход.

Продолжается начатое в конце прошлого года строительство подземного перехода в Пятигорске. Обычный переход, учитывая интенсивность движения и близость школы, нельзя считать правильным решением. Надо обеспечить безопасность детей. Сдача объекта запланирована на конец года.

Близится к финишу реконструкция дороги Ставрополь – Тоннельное – Барсуковская, являющейся дублером федеральной трассы. Сдача объекта сократит путь из села Кочубеевского в краевую столицу. Работы здесь идут уже четыре года. В результате будет обновлено 40 километров дороги.

Реализуется второй этап начатой в прошлом году реконструкции трассы Зеленокумск – Соломенское – Степное. Третий этап на этом направлении планируется завершить в следующем году. В результате край получит 16 километ-ров преобразованной трассы третьей категории с новым основанием и широкими полосами, усиленной обочиной, новыми водопропускными объектами. Межремонтный период для новой дороги – восемь лет. В течение этого срока предусматриваются только работы по ее содержанию.

– Как можно улучшить качество дорог, увеличить срок их эксплуатации без ремонта?

– Дорожники называют это межремонтным периодом. Безусловно, у дорожного министерства есть предложения. На мой взгляд, должны быть созданы специализированные организации, которые будут работать по принципу жизненного цикла, применяемому сегодня в формате нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Что это значит? Проектирование, строительство и содержание объекта должны быть в одних руках. Тогда изначально предприятие будет заинтересовано выполнить работу так, чтобы выдерживались все технические и временные рамки, соответственно и показатель межремонтного периода, чтобы дорогу не пришлось обновлять раньше установленного срока. Чтобы так организовать работу и на краевом уровне в рамках действующих программ СК «Развитие транспортной системы» и «Повышение безопасности движения», необходимо создание специализированных организаций на базе действующих ДРСУ. Этот вопрос сегодня всерьез отрабатывается на уровне правительства края.

Однако надо помнить и об антимонопольном законодательстве. Нельзя сосредоточить все дорожные работы в руках нескольких монополистов, учитывая, что признаком естественной монополии считается охват 20 – 35 процентов данного сегмента рынка. Каков же выход? В связи с этим правительство края ведет сегодня речь о создании государственных бюджетных организаций на базе действующих ДРСУ, которым в обязанности будут вменены капремонт, ремонт и содержание дороги. Вот вам, по сути, и жизненный цикл дороги. Однако, чтобы не допустить монополизации рынка, любая реконструкция или строительство нового объекта должны проходить через систему госконтракта. При этом мы сумеем сохранить желанное равновесие и удлинить межремонтные периоды. И решим проблему качественного выполнения малорентабельных для предприятия работ. Частник ведь редко готов взять на себя работы по содержанию дорог, без которых не обеспечить безопасность движения по нашим дорогам. Многие от таких работ отказываются. Бюджетные же учреждения, поскольку сохранят государственную принадлежность, будут выполнять порученное им госзадание на действующих условиях. Однако и права участвовать в электронных аукционах и браться за прибыльную работу у них никто не отнимает. Такая система, в которой существует противовес прибыли как самоцели, позволит дольше сохранять в нормативном состоянии дорожную сеть в крае.

– Когда заканчивается дорожный сезон на Ставрополье? Учитывая, что живем мы в южном регионе.

– Мы строим дороги, как правило, до начала ноября. В декабре, конечно, выпадают периоды, когда можно проводить дорожные работы в силу нашего южного местонахождения. Однако таких «окон» немного. Да и температура воздуха уже не столь благоприятна. Поэтому и с муниципалитетами договорились ставить дату сдачи объекта не позднее октября.

– Кстати, о муниципалитетах. Известная особенность этого года: половина дорожного фонда предназначена для обновления местных дорог.

– Беспрецедентная цифра! 5,5 млрд рублей будет потрачено на то, чтобы максимально обновить муниципальные дороги, в том числе сельские, некоторые из которых десятки лет не ремонтировались. В частности, это касается и населенных пунктов, которые с краевой дорожной сетью соединены дорогой с гравийным покрытием. Многие из них в этом году получат асфальтобетонную одежду. Можно сказать, это долгожданный подарок селянам. Такова установка краевого правительства.

Выросли требования и к дорожному «наполнению». Современная дорога – не просто лента асфальтобетона. В рамках краевой программы «Повышение безопасности движения» обустраиваются и модернизируются в крае десятки пешеходных переходов, в первую очередь возле учебных заведений и в границах населенных пунктов в местах скопления людей, с устройством искусственных неровностей там, где это необходимо, установкой автономных систем освещения, в том числе на солнечных батареях, и дополнительных знаков с современными световозвращающими элементами.

– Какие новости готовит нам транспортная сфера, которая также курируется вашим ведомством?

– Начиная с этого года и до 2022 года планируется реконструкция двух аэропортов. Появятся новый терминал и взлетная полоса в аэропорту Ставрополя. В Минводах будет сдан в эксплуатацию новый терминал. Здесь также закончат к обозначенному сроку и реконструкцию рулежных полос. Чтобы было понятно, это не взлетная полоса, но оборудованное по всем стандартам безопасности пространство для стоянки самолета, безопасного выруливания на взлетную полосу. Прежде всего это вопрос безопасности пассажиров и дополнительных условий для приема большего количества рейсов.

Планируется запуск «Ласточки» на Кавминводах – скоростного высококомфортабельного электропоезда.

В ближайших планах запуск нового трамвая на ширококолейной базе в Пятигорске. Письмо в Минтранс России уже направлено с обоснованием финансовых затрат на реализацию этого проекта. Предстоит замена не только подвижного состава, но и трамвайных путей.

Более комфортабельные троллейбусы планируется закупить для краевого центра. Это станет реальностью, если попадем в соответствующую федеральную программу. Правительство края занимается этим вопросом вплотную. Развитие экологически чистого транспорта становится все более востребованным и актуальным.

И еще. Краевому министерству передан надзор за работой электрического неуличного транспорта. Проще говоря, это канатные дороги в Кисловодске и Пятигорске.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ