Берега реки Подкумок укрепят и построят набережную
Глядя на мирно журчащую под арочным железнодорожным мостом горную речушку Подкумок, гостям курорта трудно представить, в какой страшный поток она может превратиться буквально в считанные часы. Но я, как и другие жители въездного района, собравшиеся на укрепленном железобетонными плитами берегу, хорошо помню 2002 год, когда случился самый разрушительный за последние десятилетия паводок.
Тогда вышедшая из берегов река сметала не только огороды, дачи и дома на низких берегах, но и современные автомобильные мосты. Огромные железобетонные блоки одного из них, разрушенного стихией, соединявшего жилые кварталы Кисловодска с Новым озером и трассой на Учкекен, до сих пор лежат на берегах. Снесло даже массивные опоры автомобильного моста на федеральной автотрассе из аэропорта Минеральные Воды в Кисловодск.
Помню, как жутко было смотреть на огромную брешь в центре обвалившейся конструкции. К счастью, благодаря арочной форме железнодорожный и старый автомобильный мосты устояли. На два года они стали «дорогой жизни» для Кисловодска.
Новый автомобильный мост строили с расчетом на десятиметровый подъем уровня воды в реке. Не остановило даже то, что пришлось несколько месяцев ждать, когда из Италии доставят толстенные сверхпрочные металлические тросы, которые и заменили разрушенные опоры в русле реки.
Но федеральная трасса и въезд в город-курорт федерального значения – это одно дело, а дачи и дома рядовых жителей на низком берегу Подкумка – другое. Каждую весну сотни людей с тревогой смотрели на реку: затопит ли нынче их жилье и огороды? А паводки на Подкумке, пусть не такие разрушительные, как в
2002-м, случаются регулярно. Поэтому огромное поле между Кисловодском и поселком Подкумок (который скоро войдет в состав города-курорта) использовали только для выпаса скота.
И вот пять лет назад ниже железнодорожного моста левый берег Подкумка стали укреплять железобетонными плитами. И сразу как грибы после дождя на левом берегу речки стали расти капитальные частные дома. Люди поверили, что теперь здесь не страшен паводок.
А в сентябре позапрошлого года по той же технологии взялись укреплять правый берег на протяжении 1700 метров. Там с незапамятных времен находится дачный поселок, вплотную смыкающийся с городом. Мелиораторы отсыпали гравием и щебнем защитную дамбу, а поверх уложили железобетонные плиты, скрепленные стальной арматурой. На днях завершили укреплять последние метры дамбы ниже въездного железнодорожного моста. И даже установили ажурный металлический парапет.
Жизненно важный для сотен кисловодчан проект выполнила старейшая в курортном регионе мелиоративная организация
АО «ПМК-38». На его реализацию из федерального и регионального бюджетов выделили 279 миллионов рублей.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Андрей Хлопянов, глава города-курорта Кисловодска Александр Курбатов и гендиректор АО «ПМК-38» Исса Кульчаев доложили главе региона, что уже сделано для укрощения реки и что планируется в ближайшие месяцы.
Уже нынешней осенью отсыпят гравием и укрепят железобетонными плитами 440 метров левого берега Подкумка от автомобильного моста до Нового озера. Тянуть с реализацией этого проекта никак нельзя, потому что в зоне возможного затопления находятся футбольные поля, построенные к чемпионату мира по футболу, а рядом прямо сейчас возводят крытый физкультурно-оздоровительный комплекс. Средства на данные мелиоративные работы в федеральном и краевом бюджетах предусмотрены. В ближайшие дни состоится конкурсный отбор, на котором определят компанию-подрядчика. В числе прочих в конкурсе будет участвовать и АО «ПМК-38».
Однако губернатор Владимир Владимиров не намерен ограничиваться только защитой от паводка. В беседе с местными жителями он пообещал, что со временем дамбу и прилегающую насыпь преобразят в благоустроенную набережную – с освещением, лавочками, детскими площадками. И некогда глухая окраина Кисловодска превратится в еще одну туристическую достопримечательность.
2 августа 2019 года