В отделе редкой книги Ставропольской краевой библиотеки им. М. Ю. Лермонтова продолжается цикл выставок, посвященных Году театра в России.

Новая экспозиция может быть названа скорее архивной: здесь в основном представлены литографии пьес, предназначавшихся когда-то для постановки. Преобладающая черно-белая гамма расцвечена лишь синими и красными печатями различных театральных библиотек и прямоугольниками цензурных разрешений. На некоторых видим синюю печать «Дозволено цензурою», на других – «К представлению дозволено безусловно».

Театральная жизнь России в XIX веке была достаточно насыщенной: театры существовали не только в Москве и Санкт-Петербурге, немало было их и в российской провинции. Естественно, им требовались тексты для работы над спектаклями. Не случайно в 1874 году возникает Общество русских драматических писателей. Но издавать типографским способом маленькие тиражи в 100 – 300 экземпляров было делом нерентабельным. Еще не рентабельнее было продавать эти издания через книжные магазины. Нужен был канал сбыта. Нашелся объединенный выход: тиражировать пьесы принялись литографическим способом. При театрах возникают специальные театральные библиотеки. Вот их-то печати и предстают перед нами на брошюрах 1880 – 1890-х гг. Причем на некоторых не по одной, а сразу несколько. Часто встречаются печати Харьковской специализированной библиотеки для чтения театральных произведений и нот В. Лигды-Никифорова (позднее – «Южная театральная библиотека»), которая была крепко связана с театрами Кавказа.

Театральные библиотеки выполняли несколько функций: служили одновременно издательством, книжным магазином и комиссионерской конторой. Они собирали литографированные пьесы, выдавали (за плату) или продавали их в своем городе и провинции.

Весьма выразителен внешний вид страниц этих книг. Нередко они нещадно перечеркнуты, на полях всевозможные пометы, заметки, рисунки и даже перечень необходимого реквизита в том или ином акте. Вот карандашом на издании пьесы «Коварство и любовь»: «Нет роли старого камердинера герцога», далее написано, что необходим молитвенник, потом – веер, где-то нарисована схема расположения мебели на сцене, а на следующей странице почему-то запись: «Без антракта». На некоторых экземплярах указывается дата премьеры или бенефиса актера. Словом, над текстами трудились вовсю.

Актеры в то время приглашались на отдельные спектакли или на целый сезон. В специальных журналах «Артист» (до 1894 г.), «Театральная библиотека» (с 1894 г.) существовала страница бесплатных объявлений «антрепренеров и ищущих ангажемент артистов». Непременно указывалось амплуа – комик, простак, характерные роли. Назывался сезон, в котором актеры свободны: летний или зимний. Предлагались практические занятия и помощь в режиссуре, обучение игре на инструментах, а также услуги суфлера. Кстати, об этой профессии, сегодня практически исчезнувшей, рассказывают несколько материалов выставки. В статье Д. Гарина-Виндинга «Театральные ошибки. Суфлер» (1895 г.) автор знакомит публику с «техникой театра». Обязанность суфлера определена как «весьма важная, трудная и неблагодарная. Особенно тяжела эта профессия в провинции…». Хороший суфлер должен был соответствовать таким требованиям, как знание языка, память, хорошее зрение, сильный и звучный голос, внимание… Глядя на экземпляр пьесы, над которой работал некий суфлер П. Довбня, убеждаешься в том, что суфлер действительно был важной персоной.

Любопытно, что в публикациях российской периодики порой можно найти и упоминания о Ставрополе, по-своему отражающие театральную жизнь губернского города. В фонде Лермонтовки хранится журнал «Театрал» за 1898 год. В нем под рубрикой «Современное обозрение» опубликована новость из Ставрополя-Кавказского. Отмечая далеко не блестящую игру труппы под управлением Лавровской-Долинской, автор все же называет имена подающих надежды актеров. При этом критик пытается так объяснить неудачу Лавровской-Долинской: «Г-жа Лавровская в начале сезона хотела иметь одновременно и драматическую, и опереточную труппу, а потому и не могла собрать ни сильной драматической, ни сильной опереточной труппы… Из труппы особенным успехом пользуется г-жа Леонова – артистка с несомненным дарованием… Г-жа Горева выступала с обычным успехом».

Антонина АШИХМИНА, главный библиотекарь отдела редкой книги краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Член Союза журналистов РФ.