Наверное, дня не проходит, чтобы из новостей мы не узнали, как какого-то пенсионера обманули телефонные мошенники. Зачастую они выманивают у доверчивых людей данные банковских карт и оперативно уводят с них деньги. Огласку получают далеко не все подобные случаи, и по таким эпизодам не существует статистики, так как зачастую жертвы, выполняя инструкции неизвестных людей, по сути, сами открывают им доступ к своим сбережениям. К сожалению, приемы злоумышленников оказываются более действенными, чем многочисленные пре-дупреждения: то они звонят с номеров, которые внешне не отличить от реальных банковских, то выдают данные о потенциальной жертве, называя не только фамилию и номер карты, но порой даже суммы на счетах.

О том, как можно противостоять таким атакам, мы спросили у заместителя управляющего отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Игоря Шапина:

– В последнее время участились случаи, когда людям звонят, представляясь сотрудниками службы безопасности банка. Суть их звонка сводится к тому, что якобы они видят по вашей карте подозрительный платеж на крупную сумму, и заявляют, что хотят помочь вам остановить его. Для этого срочно требуют сообщить им данные карты, CVC/CVV-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения.

Этого нельзя делать ни в коем случае. Возьмите себе за правило: ни под каким предлогом никому не сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию (CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды). Если злоумышленники получат эту информацию, они уведут деньги с вашего счета.

Не удивляйтесь тому, что мошенник может называть вас по имени и даже сам сообщит номер вашей карты. Такие данные о вас можно собрать из разных источников: социальные сети, базы данных недобросовестных интернет-сайтов и прочее. В условиях современной жизни в открытом цифровом пространстве мы не всегда отдаем себе отчет, как именно позволяем такой информации уйти в открытый доступ.

Кибермошенники действительно могут подделывать официальные телефонные номера банков с помощью специальных компьютерных программ. Поэтому, если разговор зашел о передаче ваших данных, немедленно прекратите диалог и самостоятельно наберите номер «горячей линии» банка. Обычно его можно найти на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка. Набирайте номер только вручную! Не перезванивайте на тот же номер, с которого получили вызов, так как есть риск снова попасть к тем же мошенникам.

*****

По словам И. Шапина, если вы все-таки стали жертвой кибермошенников, незамедлительно сообщите в банк о мошенничестве, заблокируйте карту. Запросите в отделении банка выписку по счету и напишите заявление о несогласии с проведенной операцией. Кроме того не забудьте оставить у себя экземпляр заявления с отметкой банка о приеме. И безусловно, необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.