Стройка в Ставрополе на улице Октябрьской разрушает соседние частные дома
Уверена, наши читатели из краевого центра помнят, как многоэтажки вырастали посреди дворов типичных городских «панелек», нагло теснили детсады и школьные территории, а то и успешно отвоевывали кусочки городских лесов. Примерно та же история была с торгово-офисными строениями, которые запросто возводились на красных линиях или впритык к частным домишкам. А на все справедливые возмущения горожан местные власти, по большому счету, разводили руками (мол, посмотрите, по бумагам-то у застройщиков все в порядке!) и наивно кивали на своих «добрых» и непредусмотрительных предшественников, охотно раздававших земельные участки…
Неточность ценою в дом
Аубекир Богатыров, несколько десятилетий проработавший в Ставрополе хирургом, и его супруга Валентина не могут без эмоций и возмущения говорить о масштабной стройке, развернувшейся недавно на северо-западе Ставрополя по улице Октябрьской, 235, – буквально в нескольких метрах от их просторного двухэтажного особняка. В свое время семья, воплощая мечты о своем жилье, вложила в его обустройство немало сил и средств, а в прошлом году обновила ремонт. Теперь же Богатыровы невольно стали наблюдателями, как их «семейный замок» буквально трещит по швам.
Глубокие трещины, сначала слегка «пробежавшие» по кирпичному забору, проникли в подвал дома и вот уже зияют на несущей стене в гостиной и спальнях… Входная дверь перекошена и открывается с трудом, в некоторых комнатах отслаивается штукатурка и отходят карнизы, кое-где расходится новый паркет. Начал подмокать фундамент...
Все дефекты критические, и в нынешних условиях разрушения продолжатся, заключил эксперт, приглашенный недавно Богатыровыми для того, чтобы зафиксировать все это и понять, что вдруг стало происходить с их домом. Специалист констатировал, в частности, серьезное изменение структуры грунта, где стоит особняк, и объяснил это появлением котлована и бетонными работами на соседнем участке. «Считаю, что при устройстве монолитной фундаментной подушки весом 1800 тонн произошли набухание и подъем водонасыщенных грунтов в радиусе примерно 15 метров. Вода не сжимается, обследуемый индивидуальный жилой дом стал под давлением воды и грунтов подниматься, предполагаю, на несколько сантиметров, в результате чего обследуемый индивидуальный жилой дом подвергся и будет продолжать подвергаться деформации и вибрации. Трещины будут расширяться», – читаем один из выводов в официальном экспертном заключении. Там же сказано, что некоторые конструктивы особняка в связи с происходящим достигли 80-процентной степени износа…
Опасения Богатыровых, которые они высказывали, когда на соседнем пустыре вдруг вырос забор, предвещавший серьезную стройку, подтвердились. Добротная двухэтажка, по большому счету, не вынесла закладки фундамента двух жилых высоток по соседству. Однако отнюдь не потому, что сама неправильно или плохо построена. Разрушение особняка в данном случае – последствия не только начавшейся стройки, а целой череды событий, ей предшествующих. Земля-то в этом месте специфическая и попросту не предназначена для высотной застройки. Не случайно градостроительными нормами здесь изначально было разрешено возводить максимум трехэтажные здания. По крайней мере, таковы были итоги проведенного в 2010 году зонирования территорий в Ставрополе, утвержденные впоследствии городской Думой. А вот о том, почему застройщик решился на восьмиэтажки, скажем ниже.
О чем не писали в газете
Замечу, что мы ведем речь об одном из тех симпатичных местечек в Ставрополе, что вроде бы расположены в оживленном и хорошо освоенном районе, но вместе с тем некоторая отдаленность от основных автодорог позволяет насладиться тишиной и отсутствием привычной городской суеты. В начале двухтысячных именно это и привлекло три семьи (Богатыровых, Павловых и Требух), которые совершенно независимо друг от друга приобрели здесь участки и возвели дома. Видимо, ровно по тем же причинам возник и коммерческий интерес.
Строительство сейчас ведет ООО «Специализированный застройщик «Главстрой-Н», эта компания с невинномысской «пропиской» арендует земельный участок у одного из своих учредителей. Впрочем, это далеко не главные детали истории.
Надо сказать, что облюбованный застройщиком участок, судя по документам, пережил немало перипетий, и некоторые из эпизодов можно назвать неоднозначными. В прошлом, например, судебные споры, по итогам которых земля с остатками старых складских помещений в обход аукциона попала в частные руки практически за бесценок. Есть выписка из Росреестра, где указана кадастровая стоимость участка - 63 миллиона рублей. Но в итоге обошлась покупателю – некоему частному лицу – в сумму меньше миллиона. Эта хитрая цепочка, по большому счету, заслуживает отдельного анализа и газетного материала.
Мы же обратимся к подробностям, напрямую имеющим отношение к нашим героям. Когда в начале этого года Богатыровы с соседями поняли по размерам вырытых котлованов, что рядом вырастут отнюдь не малоэтажки, полетели обращения в горадминистрацию и прокуратуру. Ответы, объясняет А. Богатыров, шокировали. Как оказалось, двумя годами ранее правила городского землепользования подверглись некоторым корректировкам. В частности, на участке по Октябрьской, 235, уже оказалось можно вести более существенное жилищное строительство, верхняя планка выросла до восьми (!) этажей. Причем такой «поворот», как полагается, был даже одобрен на публичных слушаниях. Правда, заметим, непременным условием их проведения должно быть участие всех заинтересованных сторон, включая жителей квартала, которых непосредственно коснутся подобные изменения. «Объявление о таких слушаниях заблаговременно печатается в муниципальной газете, рассылаются письменные уведомления, – говорит Александра Павлова. – Уверяю, никто из нас таковых не получал, на слушаниях никто не присутствовал. Даже вдоль и поперек изучили газетные подшивки, но в указанные властями даты выхода номеров так и не нашли сообщений о том, что на слушаниях будет решаться судьба соседнего с нашими домами участка».
И тем не менее как раз та самая перемена предельных параметров разрешенного строительства стала основой для последующих чиновничьих оправданий. Вспомним тот самый расхожий ответ про то, что с документами-то у застройщика все в порядке. К этому сводятся все официальные отписки местных властей вкупе с краевым министерством строительства и архитектуры.
Примечательно, что паспорт объекта застройщик предпочел не афишировать. Однако проект жилого комплекса, прошедший полагающуюся экспертизу (к слову, в некой вологодской фирме), предполагает, что на ограниченном, зажатом со всех сторон участке в 64 сотки будет втиснуто два восьмиэтажных дома в общей сложности почти на две сотни квартир! Рядом также будет располагаться двухуровневый паркинг.
Признаюсь, даже непрофессионального и чисто обывательского взгляда хватает, чтобы понять, насколько тесно здесь будет с учетом того, что застройщик анонсирует и детскую площадку, и зону отдыха для взрослых. Огораживающий стройку забор и без того почти «съел» проходящую рядом дорогу. Она, к слову, единственная ведет аккурат к домам Богатыровых и их соседей. Там, где раньше спокойно разъезжались два автомобиля, теперь остался узкий перешеек, впритык проезжает всего одна легковушка... По документам эта дорога вошла в предоставленный застройщику администрацией города земельный участок и вскоре грозит превратиться в часть придомовой территории. «К нам уже сейчас, случись что, не проедут ни скорая, ни пожарная. Что будет потом, даже боимся представить», - разводит руками В. Богатырова.
Без знаков препинания
Трудно передать степень отчаяния людей, живущих в страхе и напряжении уже который месяц и пока явно проигрывающих в борьбе за свои права. Хотя небольшой намек хоть на какую-то справедливость в апреле все же появился. Аубекир Богатыров пошел в суд, подкрепив иск к властям и застройщику упомянутым экспертным заключением, где зафиксирована деформация его дома. Фемида оперативно удовлетворила его ходатайство о принятии обеспечительных мер. В соответствующем определении Октябрьского районного суда Ставрополя черным по белому написано: «Принять меры об обеспечении иска в виде запрета администрации города Ставрополя, ООО «Специализированный застройщик «Главстрой-Н» и другим лицам осуществлять любые строительные работы на земельном участке по адресу: г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 235, до рассмотрения дела по существу».
Строить нельзя остановить… Где здесь будет поставлена запятая, пока сказать сложно. К иску райсуд вернется лишь во второй половине мая. А вот его определение оказалось для застройщика пустым звуком. С бумагой в руках на стройплощадку несколько раз приходили не только Богатыровы с соседями, но и представители районной администрации, а также городского комитета градостроительства. Только, как говорится, Васька слушает, да ест. Работы на объекте продолжаются с завидной интенсивностью, и уже практически завершен первый этаж, вовсю орудует автокран.
Сами строители на все вопросы лишь разводят руками: мол, сказано работать. Примерно то же, кивая на начальников, повторяет и прораб, которому, по его заверению, якобы поручено использовать весь имеющийся стройматериал. О фактическом бессилии в данной ситуации в неофициальных беседах говорят и муниципальные чиновники…
А вот попавшим в ловушку людям остается жить надеждой. Потому они искренне рассчитывают на резонанс от газетных публикаций, надеясь, что журналистов слышат региональные власти. Отправлены обращения к губернатору, улетело письмо к президенту и в генпрокуратуру... Так что не исключено, что и мы еще вернемся на газетных страницах к развитию ситуации.
Предупреждение в будущее
Кстати, есть и еще один момент, который сложно обойти вниманием. В середине февраля на участок выезжали сотрудники прокуратуры Октябрьского района. Как говорят очевидцы, ходили с рулеткой. Выяснилось, что строительная компания заведомо подвергает опасности будущих покупателей жилья. Потому что вблизи строящейся восьмиэтажки находится автозаправочная станция.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что санитарно-защитная зона АЗС (а таковые официально устанавливаются и регистрируются для опасных объектов) составляет 100 метров. Более того, согласно требованиям пожарной безопасности, расстояние от автозаправки с наличием газового моторного топлива (а в данном случае такое имеется) до жилых зданий должно составлять не менее 60 метров. Замеры же по факту показали всего 43 метра! И это, кстати, только до того объекта, который возводился на тот момент в дальнем от АЗС конце участка. Ближайший же возводится буквально в двух десятках метров… Опасным в будущем может стать чуть ли не любой окурок, брошенный с балкона и подхваченный ветром...
По этому поводу в комитет градостроительства администрации Ставрополя прокуратура внесла представление, которое, судя по всему, пока тоже никак не сказалось на развитии ситуации. Оснований же для иных мер прокурорского реагирования пока не имеется, гласит совсем свежее письмо из краевой прокуратуры…
P.S. И напоследок еще один любопытный штрих, который не нуждается в комментариях. Разрушающийся особняк не безнадежен. Эксперт подсчитал, во сколько Богатыровым может обойтись безопасность и сохранение имущества. В упомянутом заключении в качестве выхода из сложившейся ситуации предложено «укрепление грунтов методом цементации». Это подразумевает бурение вокруг дома множества глубоких скважин, в которые должен быть закачан цементно-полимерный раствор. Такового каждая из них «съест» около 400 - 500 (!) килограммов. В итоге укрепление грунтов может обойтись в сумму порядка 50 миллионов рублей, таковы расчеты на основе официальных нормативных данных. А они, как известно, зачастую сильно «отстают» от реальности. Эту сумму А. Богатыров попробует взыскать с городских властей.
Когда материал был сдан в печать, стало известно о визите на стройплощадку судебных приставов. Стройка не опечатана, однако работы прекратились. «СП» будет следить за дальнейшим развитием ситуации.
26 апреля 2019 года