Казнокрады в печали: Госдума приняла поправки в «закон о госзакупках»
Закон этот, изобилующий массой лазеек для казнокрадов, конечно же, требует изменений, и очередная попытка депутатов ударить коррупционеров по рукам реализована не без помощи Правительства РФ, которое, собственно, и внесло в Госдуму новый законопроект. Комментарий на эту тему мы получили от нашего консультанта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», - одного из крупнейших в России по версии авторитетного портала Право. ру.
- Законодательство о госзакупках оставляет желать лучшего, - отмечает Роман Савичев. - Из-за его несовершенства государство несет колоссальные потери, причем не только материальные, но и репутационные. Я приведу шокирующие данные Счетной палаты РФ: в 2016 году нарушения в сфере госзакупок «потянули» на сумму в 53,05 млрд рублей, в 2017-м - на 118,3 млрд, а в 2018-м уже на 294,6 млрд рублей. Чаще всего нарушения связаны с необоснованным увеличением стоимости контрактов, и примерно пятая часть «мутных» схем приходится на злоупотребления при приемке и оплате невыполненных работ.
Изобретательность чиновников-коррупционеров не знает границ: как отмечает Счетная палата, для «отмывания», т. е. легализации фактически украденных денег и всякого рода откатов, создаются не только коммерческие, но и бюджетные учреждения. И что настораживает, большинство таких схем не противоречит законодательству, придраться к ним весьма сложно. Тем не менее Генпрокуратура в прошлом году зафиксировала более 150 тысяч нарушений в сфере закупок, правда, лишь около 6 процентов из них имели коррупционную составляющую. По итогам проверок возбудили 275 уголовных дел, примерно 2,5 тысячи фигурантов привлекли к уголовной и дисциплинарной ответственности. Но это, понятно, лишь верхушка айсберга: масштабы казнокрадства гораздо больше. Поэтому реформа системы госзакупок, конечно же, не ограничится внесением очередных поправок в действующее законодательство, о которых мы сегодня ведем речь.
Итак, 18 апреля сего года Госдума РФ внесла ряд поправок в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (известный как 44 ФЗ). Законопроект этот был подготовлен Правительством РФ во исполнение перечня поручений президента, данных по итогам заседания президиума Госсовета РФ в ноябре прошлого года. В частности, речь шла о сокращении сроков проведения процедур госзакупок.
Законопроект шел тяжело. О многом говорит лишь один такой факт: уже после третьего чтения документ возвратили к процедуре второго чтения (это, конечно, не прецедент, но явление довольно редкое), чтобы учесть позицию премьер-министра Дмитрия Медведева. Консенсус был найден по более чем 70 поправкам. Остановлюсь на главных, которые, в частности, упростят конкурсные процедуры, в т. ч. для малого бизнеса, и облегчат получение лекарств тяжелобольным людям. Напомню, сейчас без проведения конкурсных процедур госзакупки лекарств, назначаемых по решению врачебной комиссии, можно делать на сумму, не превышающую 200 тысяч. После вступления в силу закона лимит увеличится до миллиона рублей. Другой позитивный момент: малый бизнес, к которому ранее не было претензий в ходе работы по госконтрактам, избавят от обязанности предоставлять обеспечение в виде залогов и всевозможных гарантий.
Законопроект повышает ценовой порог для так называемых «коротких» электронных аукционов, по которым на подачу заявок отводится минимум — всего неделя, с 3 млн рублей (сегодня) до 300 миллионов (когда документ подпишет президент). А в строительстве такой порог повысится до 2 миллиардов рублей. На мой взгляд, одним из заслонов на пути коррупции станет требование предквалификации участников торгов в сфере строительства и капремонта. Это значит, что к торгам будут допущены лишь те фирмы, которые уже имеют опыт в строительстве. Между тем сегодня госзаказчик порой получает «кота в мешке»: организацию, которая хотя и предложила реализацию контракта за меньшую сумму, но не имеет в своем распоряжении даже подъемного крана. Чтобы бороться с демпинговой политикой, законопроект предлагает запретить выплачивать аванс участникам закупки, предложившим цену контракта, которая более чем на 25 процентов ниже начальной.
Немаловажен и тот факт, что парламентарии предлагают наделить заказчика правом заключать контракты с участником закупки, которому присвоен второй номер в этой «гонке», если победитель оказался ненадежен в силу разных причин. То есть теперь не придется проводить торги заново.
Поправки в ФЗ-44 призваны сократить время, уходящее на закупочные процедуры, и сделать сами закупки проще и прозрачнее. Это понятно, сегодня долгая процедура обходится дорого для бизнеса, особенно малого и среднего. Однако, на мой взгляд, власти должны отчетливо понимать, что быстрее - не всегда хорошо. При сокращении сроков бюрократических процедур важно действовать не в ущерб качеству оформления и рассмотрения заявок.
Остается добавить, что реформа системы госзакупок будет проходить в несколько этапов, соответствующие поправки депутаты примут в течение нынешнего года. В частности, Минфин готовит законопроект о сокращении закупочных процедур до трех - конкурса, аукциона и запроса котировок. Также готовятся поправки для расширения оснований для внеплановых проверок госзаказчиков.
24 апреля 2019 года