Казнокрады в печали: Госдума приняла поправки в «закон о госзакупках»
Закон этот, изобилующий массой лазеек для казнокрадов, конечно же, требует изменений, и очередная попытка депутатов ударить коррупционеров по рукам реализована не без помощи Правительства РФ, которое, собственно, и внесло в Госдуму новый законопроект. Комментарий на эту тему мы получили от нашего консультанта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», - одного из крупнейших в России по версии авторитетного портала Право. ру.
- Законодательство о госзакупках оставляет желать лучшего, - отмечает Роман Савичев. - Из-за его несовершенства государство несет колоссальные потери, причем не только материальные, но и репутационные. Я приведу шокирующие данные Счетной палаты РФ: в 2016 году нарушения в сфере госзакупок «потянули» на сумму в 53,05 млрд рублей, в 2017-м - на 118,3 млрд, а в 2018-м уже на 294,6 млрд рублей. Чаще всего нарушения связаны с необоснованным увеличением стоимости контрактов, и примерно пятая часть «мутных» схем приходится на злоупотребления при приемке и оплате невыполненных работ.
Изобретательность чиновников-коррупционеров не знает границ: как отмечает Счетная палата, для «отмывания», т. е. легализации фактически украденных денег и всякого рода откатов, создаются не только коммерческие, но и бюджетные учреждения. И что настораживает, большинство таких схем не противоречит законодательству, придраться к ним весьма сложно. Тем не менее Генпрокуратура в прошлом году зафиксировала более 150 тысяч нарушений в сфере закупок, правда, лишь около 6 процентов из них имели коррупционную составляющую. По итогам проверок возбудили 275 уголовных дел, примерно 2,5 тысячи фигурантов привлекли к уголовной и дисциплинарной ответственности. Но это, понятно, лишь верхушка айсберга: масштабы казнокрадства гораздо больше. Поэтому реформа системы госзакупок, конечно же, не ограничится внесением очередных поправок в действующее законодательство, о которых мы сегодня ведем речь.
Итак, 18 апреля сего года Госдума РФ внесла ряд поправок в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (известный как 44 ФЗ). Законопроект этот был подготовлен Правительством РФ во исполнение перечня поручений президента, данных по итогам заседания президиума Госсовета РФ в ноябре прошлого года. В частности, речь шла о сокращении сроков проведения процедур госзакупок.
Законопроект шел тяжело. О многом говорит лишь один такой факт: уже после третьего чтения документ возвратили к процедуре второго чтения (это, конечно, не прецедент, но явление довольно редкое), чтобы учесть позицию премьер-министра Дмитрия Медведева. Консенсус был найден по более чем 70 поправкам. Остановлюсь на главных, которые, в частности, упростят конкурсные процедуры, в т. ч. для малого бизнеса, и облегчат получение лекарств тяжелобольным людям. Напомню, сейчас без проведения конкурсных процедур госзакупки лекарств, назначаемых по решению врачебной комиссии, можно делать на сумму, не превышающую 200 тысяч. После вступления в силу закона лимит увеличится до миллиона рублей. Другой позитивный момент: малый бизнес, к которому ранее не было претензий в ходе работы по госконтрактам, избавят от обязанности предоставлять обеспечение в виде залогов и всевозможных гарантий.
Законопроект повышает ценовой порог для так называемых «коротких» электронных аукционов, по которым на подачу заявок отводится минимум — всего неделя, с 3 млн рублей (сегодня) до 300 миллионов (когда документ подпишет президент). А в строительстве такой порог повысится до 2 миллиардов рублей. На мой взгляд, одним из заслонов на пути коррупции станет требование предквалификации участников торгов в сфере строительства и капремонта. Это значит, что к торгам будут допущены лишь те фирмы, которые уже имеют опыт в строительстве. Между тем сегодня госзаказчик порой получает «кота в мешке»: организацию, которая хотя и предложила реализацию контракта за меньшую сумму, но не имеет в своем распоряжении даже подъемного крана. Чтобы бороться с демпинговой политикой, законопроект предлагает запретить выплачивать аванс участникам закупки, предложившим цену контракта, которая более чем на 25 процентов ниже начальной.
Немаловажен и тот факт, что парламентарии предлагают наделить заказчика правом заключать контракты с участником закупки, которому присвоен второй номер в этой «гонке», если победитель оказался ненадежен в силу разных причин. То есть теперь не придется проводить торги заново.
Поправки в ФЗ-44 призваны сократить время, уходящее на закупочные процедуры, и сделать сами закупки проще и прозрачнее. Это понятно, сегодня долгая процедура обходится дорого для бизнеса, особенно малого и среднего. Однако, на мой взгляд, власти должны отчетливо понимать, что быстрее - не всегда хорошо. При сокращении сроков бюрократических процедур важно действовать не в ущерб качеству оформления и рассмотрения заявок.
Остается добавить, что реформа системы госзакупок будет проходить в несколько этапов, соответствующие поправки депутаты примут в течение нынешнего года. В частности, Минфин готовит законопроект о сокращении закупочных процедур до трех - конкурса, аукциона и запроса котировок. Также готовятся поправки для расширения оснований для внеплановых проверок госзаказчиков.
24 апреля 2019 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
