09:25, 24 апреля 2019 года

Как одурманивают и обманывают пациентов псевдомедицинские центры

Мир не без добрых людей. Это еще Ипполит из легендарного фильма Эльдара Рязанова подметил: «Нашлись люди, нашлись… Приютили, подогрели, обобрали…». В нашей истории почти так же: пригласили в некий ставропольский медцентр на бесплатную диагностику, окружили заботой и вниманием, а в итоге… жительница Светлограда вернулась в родной город с кредитом.

МЯГКО СТЕЛЮТ

Наталья (по просьбе собеседницы ее имя изменено) говорит, что и сама не поняла, как оказалась в должниках. К слову, выдали ей кредит тут же, в медицинском центре, только в соседнем кабинете, куда врач буквально отвел за руку.

В Ставрополь Наталью пригласили по телефону. Сказали, что акция: мол, можно совершенно бесплатно обследовать весь организм. Ну кто откажется от такой удачи? Вот она и поехала. В кабинет зашла с недоверием, но ее быстро успокоили: обаятельный врач участливо расспросил о здоровье, о семье, в свою очередь, рассказал о собственной жизни. Потом велели раздеться до трусов и поставили перед зеркалом. «Вы и сами видите, правда? - покачал головой врач. - Лишний вес. Надо бороться».

- Меня уложили на кушетку, - вспоминает Наталья. - К рукам и ногам прикрепили какие-то прищепки, а сами стали смотреть в монитор.

ЖЁСТКО СПАТЬ

Дальше как во сне: «Ваш организм изношен - работает на 51 процент! Вы плохо выглядите - лет на шестьдесят, а ведь вам и сорока нет. Вполне возможен паралич, а у вас сын. Хотите, чтобы он судно из-под вас выносил? Нужно срочно делать УЗИ, сдавать анализы, лечиться! Это обойдется в четыреста тысяч. У вас есть такие деньги?» Наталья заплакала.

И тут тон изменился: «Вы хороший человек - добрый, мягкий. Я очень хочу вам помочь». Наталье объяснили, что одна из клиенток уже оплатила часть анализов, однако в силу объективных причин не может сдать их до конца, так что (если, конечно, заведующая разрешит) эти анализы может вместо нее сдать Наталья.

- Заведующая разрешила, - вспоминает Наталья, - и мне сказали, что теперь нужно всего сто тысяч. Я говорю, что нет у меня и таких денег, а врач: «Кто хочет жить, деньги найдет. Вопрос можно решить прямо сейчас».

Вот и решили - в соседнем кабинете оформили кредит. На руки Наталья денег не получила: они были сразу зачислены банком на счет медцентра в качестве оплаты так называемого абонемента на оказание услуг.

УСЛУЖИЛИ

И ведь что интересно, ни капли обмана! Обещали бесплатное обследование? Сделали. И даже диагноз поставили. «Смертельный», между прочим: хондроз. Кредит помогли оформить? Помогли. И при этом с пистолетом у виска не стояли - Наталья сама согласилась и сама все документы подписала. Кровь и мочу на анализ в соответствии с заключенным договором взяли? Взяли. К слову, почти на 20 тысяч рублей. УЗИ сделали? Сделали, причем почти всего, что можно. И мастерски – не беспокоя клиентку: Наталья все время пролежала на спине, не шелохнувшись, даже когда делали УЗИ почек. Кстати, позже, когда отдали результаты, на них почему-то не было ни печати медцентра, ни фамилии врача.

Правда, на этом жизненно важное «лечение», без которого, как сказал врач, может наступить скорый паралич, закончилось. Остальные 32 процедуры, оплаченные Натальей, представляли собой не что иное, как массаж и криолиполиз, то есть охлаждение жировой прослойки.

НЕ «ЗА ЧТО», А «ДЛЯ ЧЕГО»

Наталья роняет слезы. Зарплата - минималка. Кредит на два года почти под 27 процентов годовых и ежемесячный платеж в пять пятьсот. Это при том, что у нее уже есть кредит в другом банке.

- Как же так? - не понимает она. - Ведь у них лицензия... Я сама видела на стенде. Что же это за врачи такие? На что теперь мне с ребенком жить?

Психологи говорят, что в критических ситуациях главный вопрос не «за что», а «для чего» - мол, надо делать выводы. А юристы - что бывают и более глубокие кредитные болота. Взяв себя в руки, Наталья сходила к адвокату. Та составила от ее имени заявление на расторжение договора, который женщина отвезла в медцентр.

С тех пор съездить в Ставрополь и обратно, потратив деньги, нервы и время, ей пришлось не раз. Пока суд да дело, она уже дважды заплатила проценты по своему кредиту. «Медики» заверяют, что деньги банку вернули, однако по непонятной причине тот не списывает их со счета задолженности Натальи. История продолжается, и кто знает, чем закончится. В любом случае Наталья наверняка уже ответила на вопрос «для чего» и больше не попадется. А вы? Ведь вал звонков с предложением попробовать бесплатного сыра продолжается.

ТОЛЬКО В СУД

Заместитель начальника следственного отдела МВД России по Петровскому городскому округу Е. СВЕРШКОВА считает:

- Если вы добровольно отдали деньги за некое лечение или за какие-то чудодейственные препараты, это исключительно ваше решение. Те, кто взял ваши деньги, закон не нарушили. Жаль, что люди все еще верят в подобные схемы, ведь о них и полиция, и СМИ говорят постоянно. По принципу планомерного психологического давления или уговора, используя эффект неожиданности или эмоционального удара, работают и некоторые так называемые медицинские фирмы, и косметические салоны.

Должна насторожить любая ситуация, когда вам не дают времени на размышление – требуют принять решение немедленно. Делать это нельзя ни в коем случае. Кроме того, нужно всегда внимательно читать все, что подписываете: по закону вас не имеют права ограничить во времени с ознакомлением документов.

Что делать, если хотите вернуть отданные деньги? Единственное решение - суд, поскольку речь о гражданско-правовых отношениях.

УЗИ БЕЗ ПОДПИСИ ВРАЧА - НОНСЕНС

Главный врач Петровской районной больницы А. ПОПОВ недоумевает:

- Тот факт, что УЗИ и почек, и печени, и селезенки, и поджелудочной железы и так далее провел один и тот же врач, еще не говорит об обмане: если у него есть сертификат специалиста ультразвуковой диагностики, в принципе, он может делать УЗИ всех органов. Исключение - УЗИ сердца: здесь нужен особый сертификат. Однако тут как с образованием, которое вам дали, но это не означает, что вы его получили: процедуру УЗИ врач провел, однако насколько его заключения достоверны?

Могут ли пациенту выдать не оригинал расшифровки ультразвукового исследования, а копию? Нет, только оригинал. На нем в обязательном порядке должны присутствовать подпись врача, который провел исследование, его фамилия и должность, а также личная печать врача или, если ее нет, печать учреждения.

Теперь о лицензии. Само по себе ее наличие у организации – это далеко не все. К каждой лицензии есть приложение, где содержится полное описание всех видов медицинской деятельности, которыми медорганизация имеет право заниматься. По требованию пациента приложение должно быть ему предоставлено для ознакомления.

* * *

ПРАВИЛО ТРЁХ «ДА»

Психолог Петровского центра социального обслуживания населения Т. ИЛЬИНА советует:

- Есть люди, которые «летят» к мошенникам, как бабочки на свет. В основном это те, кто не умеет говорить «нет» или кому с детства не хватает внимания. Когда человек в белом халате заботливо расспрашивает о семье, о здоровье, называет по имени-отчеству, это подкупает и располагает к доверию. Ведь не напрасно во всех подобных схемах, прежде чем заговорить о деньгах, ведутся более теплые разговоры «за жизнь» (а попутно клиент, как в нашем случае, сам рассказывает о своем здоровье).

Далее, когда «пациент» прощупан, наступает время другой стадии его раскрутки: ему делают небывалую скидку (здесь, чтобы немного отрезвиться, достаточно задать самому себе простой вопрос: «Я что, особенный, что именно мне так сильно сбросили цену?»). И наконец, финальный шоковый удар по уже расслабленному человеку: «У вас большие проблемы со здоровьем! Надо срочно начинать обследование и лечение». Мошенниками уже давным-давно разработаны приемы воздействия на представителей разных групп населения. Главные зацепки для всех: жизнь, здоровье, дети. К примеру, одинокой матери можно сказать так: «Подумайте о детях! Кому они будут нужны, если с вами что-то случится?». Работает безотказно.

Вообще, существует правило трех «да»: наш мозг так устроен, что в первый раз сказать «да» или «нет» трудно, а дальше все легче и легче. И если ваш собеседник сможет так подобрать вопросы, что вы три раза подряд согласитесь с ним, велика вероятность, что вы будете соглашаться и дальше. «Вы хотите быть счастливы? А чтобы были счастливы ваши дети? Хотите, чтобы вам помогли решить проблемы со здоровьем?» Вот уже и три «да» в кармане. Следом за ними в карман мошенника попадут ваши деньги.

Вывод один: надо учиться говорить «нет». Особенно людям, легко подпадающим под чье-то влияние. Кстати, таких около 15 процентов! Звонят по телефону и начинают обрабатывать - просто отключите телефон; обрабатывают при личной встрече - не смотрите в глаза, переключитесь на что-то другое (позвоните кому-нибудь), да, наконец, молча встаньте и быстро уйдите. Стыдно? Неудобно? Не переживайте, удобно. Неудобно будет, когда купите втридорога то, что вам совершенно не нужно, или возьмете кредит под грабительские проценты.

И последнее: никогда не спешите. Акция только сегодня, а завтра уже будет поздно? Ну и бог с ней. На любое подобное решение всегда давайте себе три дня и за это время постарайтесь обсудить его с несколькими людьми: кто-нибудь из них обязательно охладит ваш пыл.

Елена АРЦИМОВИЧ
«Подогрели, обобрали…»
Газета «Ставропольская правда»
24 апреля 2019 года