Евгений Козюра о работе и планах министерства образования Ставрополья
Помимо основных задач работа министерства образования Ставропольского края направлена на разработку региональных проектов. Ключевые направления на ближайшую перспективу определены майским указом Президента РФ Владимира Путина. Постановлением Правительства утверждена государственная программа Ставропольского края «Развитие образования», включающая мероприятия региональных проектов. О них «СП» рассказал министр образования СК Евгений Козюра.
- Расходы краевого бюджета на образование стабильны на протяжении трех лет. Освоение министерством бюджетных средств почти стопроцентное. На реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие образования» в этом году запланировано потратить более 25,4 миллиарда рублей, что составляет 22,5 % от общего объема бюджета Ставропольского края. Что будет сделано?
- Одна из самых затратных позиций - строительство и реконструкция детских садов, школ. За счет краевых и муниципальных средств в прошлом году уже реконструировали детские сады в селах Александровском и Константиновском. Там создано 80 дополнительных мест. Построен детский сад в поселке Подкумок также на 80 мест. С привлечением средств федерального бюджета открыт сад на 280 мест в Михайловске. Сегодня Ставрополье активно занимается проблемой доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. За три года создадим более 3 тысяч новых мест. В настоящее время реализуется строительство трех детских садов: на 280 мест в Михайловске, на 160 - в Ессентуках, на 160 - в Ставрополе. Завершить стройку планируется уже в текущем году. Помимо этого в прошлом году приобретен объект на 300 мест для размещения детского сада в Ставрополе. За последние пять лет в Ставропольском крае создано более 6 тысяч новых мест для школьников. Заключено соглашение на строительство еще двух школ в Михайловске. Каждая примет по тысяче учеников. Предусмотрена реконструкция 11-й гимназии в Пятигорске, а в Кисловодске построим школу № 16.
- В майском указе Владимиром Путиным поставлена задача обеспечить вхождение России к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Что предпринимается в этом направлении?
- Нужно комплексное решение задачи повышения результатов обучающихся. В России сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО). Наша страна принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования. В прошлом году у нас в школах края проведен ряд исследований. Самая основная на сегодняшний день задача - обеспечить объективное проведение всех оценочных процедур. Анализ полученных объективных результатов позволяет скорректировать деятельность муниципальных методических служб, директоров школ, педагогов, а также ежегодно Ставропольскому краевому институту развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования корректировать программы повышения квалификации педагогов. Вопрос объективности проведения всех видов оценочных процедур является одним из приоритетов контрольно-надзорной деятельности министерства. В этом году министерством планируется расширение системы предупредительных и профилактических мер по недопущению нарушений. Кроме того, в настоящее время во всех муниципальных образованиях края реализуются планы по повышению качества общего образования.
- В крае проживают более 16 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Как налажена система образования для несовершеннолетних с дополнительными потребностями?
- За восемь лет реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов созданы условия доступности в 155 школах, 9 организациях профессионального образования, 58 организациях дополнительного образования детей, 14 государственных детских садах, одном психологическом центре. И эта работа продолжается. В 2019 году предусмотрено из консолидированного бюджета края около 16 млн рублей трем школам-интернатам, трем психологическим центрам, двум организациям дополнительного образования - это центр «Поиск» и «Машук». Уже неоднократно поднимался вопрос подготовки специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. С 2015 года 2658 человек уже повысили свою квалификацию. Однако этого недостаточно. Потребность в специальных педагогах остается, не хватает более 600 специалистов. Переобучить в этом учебном году готовы только 135 педагогов. Учителя, которые призваны работать по новым «специальным» федеральным образовательным стандартам, должны иметь дефектологическое образование, пройти курсы переподготовки для работы с детьми, нуждающимися в особенных условиях обучения. С сентября 2019 года будет организована переподготовка тренеров по адаптивной физкультуре. Для сопровождения детей с ОВЗ в помощь педагогам и родителям в 2017 году открыт Центр ранней помощи детям на базе ГБОУ «Краевой психологический центр» города Ставрополя. В 2018 году созданы 15 ресурсных информационно-методических центров и 5 центров помощи для детей раннего возраста с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью. Все они работают на базе школ-интернатов края.
- В национальном проекте «Образование» две ключевые задачи - введение образования России в десятку лучших в мире и воспитание гармонично развитых личностей. Образование и воспитание трудноразделимы. Что предпринимается в плане дополнительных мер, вне основной образовательной программы?
- Социально-психологическое тестирование школьников и студентов вошло в повседневную жизнь школ, колледжей, вузов. Ежегодно планируется стопроцентный охват. Уже сегодня по его итогам выявлено более 7 тысяч детей и подростков, которых можно отнести к группе риска. С ними выстраивается индивидуальная профилактическая работа. Мы поднимаем тему изменения форм и методов воспитательной работы. Чтобы соответствовать требованиям времени, должен меняться, развиваться и сам педагог. Учителю недостаточно владеть только информационными технологиями, необходимы знания по психологии, межличностному общению, не обойтись без умения анализировать и прогнозировать поведенческие ситуации современных подростков. Необходимы кадетские и спортивные классы, Юнармия, патриотические и спортивные клубы, палаточные лагеря, туристические походы. То есть все те формы активной работы, где дети будут заняты и физически, и интеллектуально. Когда они будут чувствовать свою причастность и значимость в коллективе, будет заметен и результат.
- В своем послании президент Путин отметил необходимость поддержки, развития творческих способностей и талантов детей, выстраивания современной системы профориентации. Как это выполняется на Ставрополье? И что делается для тех, кто уже поступил в вуз?
- В крае реализуется план мероприятий для создания условий для самореализации обучающихся в процессе воспитания и обучения в школах. Активно используется интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников «ПроеКТОриЯ». Есть еще и форум профессиональных образовательных организаций «Найди свой путь к успеху». В ушедшем году увеличена подготовка рабочих кадров и специалистов для промышленности, строительства, сельского хозяйства, образования, транспортного обслуживания, сферы обслуживания. Функционируют профильные ресурсные многофункциональные центры прикладных квалификаций. Их деятельность способна удовлетворить потребности Ставропольского края в квалифицированных рабочих кадрах.
- На Ставрополье продолжается реализация национальных проектов «Образование» и «Демография». Насколько успешно вверенное вам ведомство справляется с задачей?
- В рамках нацпроекта «Образование» реализуются семь региональных проектов. В феврале 2019 года заключено девять соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на реализацию региональных проектов на сумму более 2,6 млрд руб. И все по инициативе краевых властей. По поручению губернатора в крае продолжается реализация важных инфраструктурных проектов и за счет краевого бюджета. С текущего года реализуется новая программа благоустройства школьных дворов.
19 апреля 2019 года