10:00, 22 марта 2019 года

Как уберечь ставропольскую литературу от графоманов

По инициативе редакции в краевом Литературном центре встретились доктор филологических наук профессор Северо-Кавказского федерального университета Вячеслав Головко, редактор журнала «Литературное Ставрополье» Владимир Бутенко, директор Ставропольского регионального отделения Литературного фонда России Екатерина Полумискова, директор краевого Литературного центра Валентина Образцова. Темой дискуссии стали… графоманы.

Каждый из собеседников так или иначе сталкивался на практике с представителями весьма активной и пробивной армии авторов, мнящих себя писателями и поэтами. И в редакцию «Ставропольской правды» эти господа являются с печальной периодичностью, чаще почему-то весной и осенью… Их манит газетная страница «Литературная гостиная».

- Десять лет назад ставропольский писатель Иван Аксёнов из Новопавловска издал небольшую книжечку под названием «Тайна поэзии», - говорит В. Образцова. - Среди его интересных размышлений об уровне писательского мастерства, отношении к языку и образу есть такие строки: «Поэт всегда сомневается в своем таланте, графоман - никогда». Мы в Литературном центре с такими «писателями» сталкиваемся нередко. И каждый раз приходится терпеливо объяснять, что государственное учреждение культуры Литературный центр сотрудничает с официально признанными творческими организациями. Конечно, этим многие недовольны. На нас даже порой пишут жалобы не куда-нибудь, а сразу губернатору, а то и президенту. Графоманы отличаются поразительной настойчивостью.

- Проблема графомании не просто серьезная - глобальная, - продолжает В. Головко. - Явление это стало массовым и угрожающим нашей культуре. Мне тоже приходится с этим сталкиваться, поскольку стараюсь следить за литературным процессом в целом. Могу с грустью констатировать, что в XXI веке мы наблюдаем снижение уровня гуманитарной культуры, уровня художественности, и не только в литературе.

Сегодня любой, даже абсолютно бездарный автор может без проблем опубликоваться. В политике издательств, полагает В. Головко, давно преобладает коммерческий подход, а вместо четкой государственной культурной политики - бизнес. Разве это способствует развитию художественного вкуса? К тому же при полном отсутствии профессиональной литературной критики. А кто же скажет графоману, что он графоман? Может быть, стоит ввести в штат краевого Литературного центра должность критика… И каким-то образом издательства включить в этот процесс. Тогда читатель будет видеть, что вот эта книжка прошла фильтр, а вот та - нет.

- У нас в альманахе «Литературное Ставрополье» даже при отсутствии должности критика все же есть кому стоять на страже настоящей литературы, - включается в беседу В. Бутенко. - Так просто на страницы к нам не попадешь: необходимо держать уровень, если уж печатаем таких классиков, как Абрамов, Сургучёв, Губин… И рядом с ними ставить бездарную «басню о блохе», как мне недавно принесли, будет просто кощунством. «Литературное Ставрополье», на мой взгляд, единственный сегодня фильтр из выходящих в крае журналов, в отличие от частных изданий, как раз пригревающих графоманов.

Литераторов беспокоят графоманский размах и инициативность: ведь уже появляются целые союзы графоманов, называющие себя нарочито громкими названиями вроде международного, профессионального, всемирного! При этом, замечает В. Головко, среди графоманов немало вполне образованных людей, некоторые даже формой литературной владеют, но фактически это все равно люди бездарные. Потому что они лишь повторяют, тиражируют, эксплуатируют кем-то уже открытый формат.

Увы, псевдолитературы сегодня столько, что трудно представить себе количество экспертов, способных справиться с таким потоком, считает Е. Полумискова. Ведь графоманы, как правило, находят средства и для оплаты положительных рецензий, и на самиздат больших тиражей. А упомянутые новые «союзы» издают сборник в красивых обложках с заманчивыми названиями - и вот, глядишь, уже уважаемая библиотека проводит презентацию, пропагандируя эти якобы таланты…

- Была возможность кардинально изменить состояние литературы в нашей стране после прошедшего в 2018 году XV съезда писателей РФ, - говорит В. Бутенко. - Мы тогда посчитали, что наши чаяния дошли до внимания власти, ведь речь шла о том, чтобы закрепить за двумя основными союзами статус профессиональных. Однако минул год - и ничего не изменилось!

Огромный вред наносят литературе так называемые местечковые гении. Они есть практически при каждой библиотеке, где создаются клубы любителей поэзии. Руководители этих клубов часто просто малообразованные люди. При этом местные органы образования, наверное, даже рады: как же, дети пристроены, не бегают безнадзорными по улицам, вроде хорошим делом занимаются… Но одно дело, если человек увлекается литературой, много читает, и совсем другое - когда этот любитель начинает и себя мнить великим поэтом!

- Почему мы так резко отрицательно относимся к этим самопровозглашенным формированиям, - поясняет В. Бутенко, - потому что в них оседают ребята, имеющие дарование, и, вместо того чтобы развивать творчески, их губят напрочь. Ибо какой учитель, такой и ученик… Известно, что при поддержке мэра Ставрополя и управления культуры городской администрации четыре года назад нами была создана школа литературного мастерства. Она как раз выполняет функцию сита для графоманов. Мы стараемся воспитывать одаренных ребят, даже издаем сборники, за которые не стыдно. Но в зону нашего влияния не попадают те, кого перехватили «самопровозглашенные»…

- Важно также разграничивать литературное творчество и ремесленничество в самой писательской среде, не снижать планку для профессионалов, чтобы графоманам неповадно было, - развивает мысль Е. Полумискова. - Думаю, надо использовать все наши дискуссионные площадки, не бояться говорить честно о качестве прозы и поэзии. Что касается роли библиотек и СМИ в формировании литературного пространства, она, безусловно, велика. Уже хотя бы потому, что туда графоманы устремляются в первую очередь, минуя творческие союзы.

Наверное, полагают участники разговора, не худо было бы целенаправленно координировать деятельность библиотек и «нормальных» писательских организаций, не только в виде привычных творческих встреч, но и полезных методических семинаров, способных помочь библиотекарям лучше ориентироваться в пишущем море. Реализовать это можно на базе краевого Центра профессиональной переподготовки работников культуры.

Справедливости ради стоит сказать, что библиотеки делают очень много полезного. К примеру, фестиваль фантастики, более двадцати лет организуемый краевой библиотекой для молодежи им.  В.И.  Слядневой, кстати, при постоянном участии профессиональных литераторов и редакции «Ставропольской правды». Там юные авторы представляют свои опыты в литературном творчестве, однако никто не стремится объявлять их сразу писателями. Не менее важную работу проводят сотрудники Литературного центра, представляя в учебных заведениях края инсценировки лучших произведений ставропольских писателей. Главная цель таких акций - вовлечение юношества в процесс чтения. А вот если какие-то мероприятия провоцируют графоманские настроения, это печально.

*****

Недавно некий «писатель» приходил в Литературный центр с предложением официально направить его в соседнюю республику представлять… ставропольскую литературу! Еще и командировочные попросил… И сколько таких «гениев» колесит по краю…

«Кто скажет графоману, что он графоман?»
Газета «Ставропольская правда»
22 марта 2019 года