07:48, 19 марта 2019 года

Полномочия новоизбранных глав муниципальных образований будут изменены

- 30 октября 2018 года приняты Госдумой и подписаны Президентом РФ В. Путиным изменения в Федеральный закон № 131. Особую актуальность для Ставропольского края представляет новация статьи 36, которая определяет статус, способ избрания, полномочия главы муниципального образования и ряд других требований.

- Какие в итоге действуют способы избрания главы муниципального образования?

- Глава муниципального образования может избираться населением на местных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава (при этом полномочия депутата, избранного главой, прекращаются), либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава избирается на сходе граждан. Федеральным законодательством предоставлено право самим субъектам Федерации устанавливать способы избрания глав муниципальных образований.

Так, в Ставропольском крае действует Закон от 2 марта 2005 года № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае». Им установлено, что порядок избрания главы определяется уставом муниципального образования. Срок полномочий главы может составлять пять лет. Этим же документом могут устанавливаться ограничения и по количеству сроков подряд, которое руководитель может занимать данную должность.

Статья 29 названного закона Ставропольского края устанавливает статус и способы избрания глав муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Изменения в Федеральный закон № 131, о которых сказано выше, коснулись полномочий глав сельских поселений.

Учитывая требования федерального законодательства, губернатор Владимир Владимиров внес в Думу СК законопроект, который был рассмотрен и принят Думой Ставропольского края 28 февраля этого года. Теперь глава сельского поселения возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя представительного органа только в том случае, если избран в соответствии с уставом сельского поселения на муниципальных выборах. Если же он избран представительным органом сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, то он может возглавлять только местную администрацию. Уставы сельских поселений должны быть приведены в соответствие с принятыми изменениями до 1 января 2020 года.

- Сколько таких сельских поселений в Ставропольском крае, которым необходимо привести свои уставы в соответствие с обновленным краевым законодательством до конца этого года?

- По итогам проведенного мониторинга - около 143. Приведение уставов в соответствие с новой редакцией закона уже идет. В 14 поселениях эта работа закончена.

- Вышеназванный краевой закон уже вступил в силу. Означает ли это, что все избранные представительным органом из числа кандидатов по конкурсу и одновременно возглавляющие администрации руководители обязаны немедленно сложить свои полномочия председателей представительных органов?

- Никаких резких движений законом не предусмотрено. Те, кто совмещают полномочия председателей представительных органов и глав администраций, продолжают их исполнять в полном объеме до окончания установленного срока этих полномочий.

- Что грозит тем муниципальным образованиям, которые в установленный срок не приведут свои уставы в соответствие с новым законодательством?

- Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений находится в исключительной компетенции представительного органа. Если им будет принят документ, не соответствующий букве действующего законодательства, имеющиеся противоречия необходимо устранить в течение трех месяцев или иного срока, установленного судом. Если этого не будет сделано, губернатор в течение одного месяца после вступления в силу судебного вердикта вносит в Думу края проект закона субъекта РФ о роспуске этого представительного органа муниципального образования.

- Наверное, не стоит на столь грозной ноте завершать нашу беседу. Хотелось бы узнать также, планируются ли в дальнейшем изменения в законодательстве о местном самоуправлении?

- Действительно, законотворческий процесс непрерывен. В 131-й ФЗ со дня его принятия уже внесено около 160 изменений и дополнений. Возможно, и в дальнейшем будут приниматься решения по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления.

Л. НИКОЛАЕВА
«Резкие движения законом не предусмотрены»
Газета «Ставропольская правда»
19 марта 2019 года