09:39, 13 марта 2019 года

Кавказская казенная палата 215 лет назад стала основой для развития финансовой системы Ставрополья

Музейные экспонаты и архивные документы свидетельствуют о том, что история финансовых органов Ставрополья полна любопытных эпизодов. Так, отсчет времени своего существования Кавказская казенная палата ведет с марта 1804 года. Поначалу она была «прописана» в Георгиевске, бывшем одно время центром Кавказской губернии. А в мае 1825 года палата была переведена в Ставрополь, получивший статус губернской столицы.

Сам переезд, рассказывает бессменный хранитель музея при краевом минфине Валентина Корнилова, уже свидетельствовал о масштабах деятельности палаты в тот период. Так, если на перевозку мебели требовалось всего 18 подвод, то на перемещение текущих документов и архива – 87. Стремясь уменьшить расходы по перемещению архива, чиновники скрупулезно подсчитывали даже то, сколько денег потребуется на покупку бечевок для перевязки дел и рогожи для обертывания связок. В итоге им удалось уложиться в 393 рубля 20 копеек.

После переезда казенная палата располагалась в арендованных помещениях, поскольку в молодом губернском городе еще не хватало подходящих зданий. Но известно, что уже тогда начинают появляться первые сейфы с особыми замками для хранения денег, поскольку палата выполняла и банковские, и казначейские функции. Через нее шло денежное снабжение армии, чиновников, служащих, она же осуществляла сбор налогов и податей, ведала соляными и винными откупами. Казенная палата вместе с тем осуществляла управление государственными промышленными предприятиями и надзор за частной промышленностью и торговлей. Кроме того, поначалу в ведении палаты находилось, говоря нынешними словами, госимущество губернии, в том числе земли, леса, казенные постройки, а также государственные крестьяне. А одно время при казенной палате имелся и архитектор, на которого возлагалась обязанность постройки и починки винных и соляных магазинов.

Любопытно, в какой степени на деятельности казенной палаты сказывалась специфика Кавказской области. В частности, долгое время значительной статьей расходов казны была выдача пособий на обустройство переселенцев из внутренних губерний России, помощь оказывалась также жителям селений, пострадавшим от нападений горцев. Деньги из казны тратились даже на такие цели, как «подарки и приласкание кабардинцев», на что, например, в 1812 году Кавказской казенной палатой было отпущено 1570 рублей 11 копеек.

К слову, все чиновники казенной палаты при вступлении в должность в определенный период времени давали «клятвенное обещание» о том, что хотят и должны «верно и нелицемерно служить, поспешествовать всему, что к верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может, всякую вверенную тайность крепко хранить, и поверенный и положенный чин по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяге не поступать...». И надо сказать, история хранит немало эпизодов принципиального и скрупулезного отношения финансистов к своей работе, к решению злободневных проблем.

Вот яркий пример из 1833 года, который, как известно, выдался непростым из-за неурожая. Председатель казенной палаты Павел Яковлев тогда неоднократно обращался к начальнику Кавказской области с просьбой разрешить выдачу хлеба переселенцам из других губерний из запасов и всякий раз получал отказ. Яковлев понимал, что люди, не успевшие сделать каких-либо запасов и посеять хлеб, не могут рассчитывать на чью-либо помощь, будучи в отдаленном крае и не имея родственных связей. Обращался он и в областной совет, где тоже получил отказ. Тогда он решился напрямую отправить письмо министру финансов страны, в котором изложил свое видение ситуации. Обращение возымело действие – в итоге по указанию министра финансов Кавказская казенная палата организовала выдачу хлеба нуждающимся, что позволило предотвратить массовый голод среди переселенцев.

События же Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны вынуждали трудиться в условиях постоянной смены власти и сопутствующей этому неразберихи. Однако служащие палаты старались не допустить сбоев в учете денежных средств. Например, в 1916 году Ессентукским казначейством был открыт кредит в размере 200 тысяч рублей на замощение улиц и площадей Кисловодска с погашением ссуды в течение 10 лет начиная «со следующего за переведением действующей армии на мирное положение года». Деньги были записаны в долг Кисловодскому городскому управлению, а казначейству было предписано наблюдать за возвращением ссуды в доход казны. Казалось бы, сколько подобных бытовых дел навсегда «похоронила» революция. Но тем не менее 24 августа 1919 года начальник казначейского отделения казенной палаты исправно извещает Кисловодское городское управление о необходимости уплаты процентов и погашения капитальной части долга по ранее выданной ссуде.

Или вот еще одна история, связанная с событиями Великой Отечественной войны. В 1942 году финорганы края были эвакуированы в глубь страны. Эвакуация банковских ценностей в Ставрополе проводилась в последние перед оккупацией дни. В воспоминаниях управляющего Ставропольской конторой Госбанка М. Поляничко это представлено так: «В момент загрузки автобуса ценностями звено вражеской авиации сбросило на двор Госбанка несколько фугасных бомб, была разрушена конюшня. Убиты конюх и заместитель главного бухгалтера... Но автобус с ценностями в сумме 15 млн рублей и материалами бухгалтерского учета был благополучно отправлен на Невинномысскую».

Понятно, что за время существования Кавказской казенной палаты неоднократно менялись ее функции и численный состав. Если при ее создании в 1804 году под началом вице-губернатора Христиана Гиндельшольда служили всего три чиновника, то в начале ХХ века Ставропольская казенная палата насчитывала уже 38 работников, включая управляющего, трех начальников отделений, 12 столоначальников и бухгалтеров с 13 помощниками, чиновников по особым поручениям и архивариуса. А вот несколько цифр об объемах работы Ставропольской казенной палаты. По данным на 1901 год, она имела 70485 приходных статей, 34830 расходных, в журналы генеральной проверки были внесены 14374 торговых и промышленных заведения, обязанные представлять отчеты для обложения налогом.

На газетных страницах, конечно, всего не рассказать. Но интересующиеся темой хорошо знакомы с экспозициями музея при краевом минфине. Здесь не только цифры, но и занимательные экспонаты – например, оборудование, которым пользовались финансисты два с лишним века назад: счеты, явно истертые руками усердных счетоводов, арифмометр, вычислительно-клавишные машинки, непременные черные нарукавники, чернильницы, пресс-папье (сегодня уже мало кто знает, что это такая промокашка-валик для подсушивания написанного чернилами текста)… И надо сказать, в существующий уже более 15 лет музей охотно заглядывают не только сотрудники самого министерства и финансисты из городов и районов края, но и руководители органов местного самоуправления, студенты вузов, а также гости Ставрополья.

* * *

Заместитель председателя правительства Ставропольского края – министр финансов Лариса Калинченко:

- Финансовая система России со времен правления Александра I претерпела множество изменений. Но независимо от времени или государственного строя эффективная финансовая политика является залогом благополучия всей страны. Сейчас в актуальной повестке сохраняется задача эволюционного развития бюджетного процесса, обеспечения сбалансированности финансовой системы, укрепления налогового потенциала. Вместе с тем финансисты непосредственно вовлечены в решение обозначенных президентом страны задач в области повышения жизненного уровня наших граждан.

Есть у современного минфина и поводы для профессиональной гордости. По итогам оценки качества управления региональными финансами, ежегодно проводимой Министерством финансов России, Ставропольскому краю неоднократно присваивалась I степень, что подтверждает высокое качество управления финансами. Кроме того, согласно рейтингу эффективности региональной налоговой политики, выпущенному компанией PwC по итогам 2017 года, край входит в числе регионов-передовиков. В 2018 году национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» дважды повышало рейтинг кредитоспособности Ставропольского края (в июне до уровня ruА– с прогнозом «стабильный», а в минувшем декабре до уровня ruА с прогнозом «стабильный»). А международное агентство Fitch подтвердило присвоенный ранее рейтинг Ставропольского края на уровне «BB», прогноз «позитивный».

При этом, проводя некоторую аналогию с работой Кавказской казенной палаты, особо хочу отметить активную позицию министерства финансов Ставрополья по улучшению качества жизни людей в регионе. Так, уже который год ведомство остается ответственным за реализацию в крае программы по поддержке местных инициатив. Если поначалу она охватывала только восточные территории, то по инициативе губернатора Владимира Владимирова программа масштабирована уже на весь край. Энергия неравнодушных граждан, а также объединение финансовых ресурсов бюджетов региона и муниципалитетов, средств населения и бизнеса позволяют качественно изменить облик городов и сел края. В населенных пунктах все больше симпатичных скверов и парковых зон, появляются пешеходные дорожки и остановочные павильоны там, где усилий властей по различным причинам не хватало, ремонтируются дома культуры и спортивные клубы. Только представьте, за последние два года в Ставропольском крае реализовано почти 300 проектов, инициированных жителями. А в текущем году будет реализовано еще более 220 инициатив.

Отдельный фронт нашей работы - повышение финансовой грамотности населения. Широкой аудитории не только транслируются идеи о важности личной финансовой безопасности и необходимости разумного отношения к деньгам. Ставропольцы в доступной форме получают базовые прикладные знания, крайне необходимые в жизни современного человека.

Мы хотим донести мысль, что человек может увереннее чувствовать себя и жить качественнее с тем же уровнем доходов, но более ответственно используя ресурсы, которые у него есть. Причем акцент сделан на адресную работу с детьми и молодежью, а также с пенсионерами. И мы видим реальные результаты этих усилий, которые выражаются и в итогах масштабных социологических исследований, указывающих на рост уровня финансовых знаний населения, и в победах ставропольских школьников и учителей во всероссийских конкурсах. Надо сказать, что к настоящему времени наш край все чаще называют в авангарде регионов, опыт которых по финансовому просвещению населения вполне может быть тиражирован на другие регионы и Северный Кавказ в частности.

* * *

Ставропольский край участвует в проекте Минфина России по повышению финансовой грамотности населения и развития финансового образования с 2015 года. За это время проведено более 14,5 тысячи мероприятий по повышению уровня финансовых знаний, в которых приняли участие более 750 тысяч человек.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Служить «верно и нелицемерно»...»
Газета «Ставропольская правда»
13 марта 2019 года