09:24, 16 января 2019 года

Как ставропольские школьники осваивают финансовую грамотность

О том, насколько накопленный пилотными регионами опыт (Ставрополье в их числе) может быть полезен для других территорий и вообще для чего уроки финграмотности необходимы сегодняшним школьникам, мы побеседовали с советником директора упомянутого проекта Е. ЛАВРЕНОВОЙ. Она также является одним из авторов учебно-методического комплекса по финансовой грамотности.

- Екатерина Борисовна, как я понимаю, вопрос внедрения элементов финграмотности в программы образовательных организаций давно уже стоит в актуальной повестке. Но программа школ, как известно, регламентирована и возможно ли «втиснуть» туда еще какие-то дисциплины?

- Скажу о том, что для нашей страны на самом деле это оказалось довольно серьезной проблемой. Школьное образование остается, скажем так, инертной системой, которая если и меняется, то не быстро. Кроме того, программа действительно загружена обязательными предметами, а еще и немало ведомств (не только же Минфин или Банк России с финграмотностью, но также и налоговая служба, и Пенсионный фонд) хотят «зайти» в школу со своими материалами.

Со стороны Минфина России мы совместно с Минобрнауки России решили, что пока нужно использовать возможности той системы, которая действует сегодня, и мы нашли приемлемые варианты. Это прежде всего внеурочная деятельность, есть также элективы и факультативы. И школа в данном случае сама определяет, что именно и на каком этапе она может включить в программу обучения.

Если у образовательной организации нет такой возможности, то можно на уроках по общеобразовательным предметам внедрять элементы финграмотности. Они легко могут дополнять общество-знание, географию, ОБЖ, экономику, право и даже английский язык. Тем более что доступные материалы у нас по всем этим предметам есть в открытом доступе. На уроках математики, например, можно рассчитать наиболее разумный способ покупки билетов в кино. А на географии интересно сделать расчеты путешествия своей мечты. На ОБЖ нужно говорить не только о правилах безопасности в чрезвычайных ситуациях, но и о финансовой безопасности - с мошенничеством в современной жизни мы сталкиваемся намного чаще.

В этом плане, кстати, намного легче с детскими садами, где в программах еще нет большого объема обязательного содержания. И включение дополнительных элементов не вызывает трудностей. Насколько я знаю, на Ставрополье есть детсады, где малышей успешно знакомят с азами финграмотности.

Так что, по большому счету, все зависит исключительно от инициативы самой образовательной организации или же региона. И сегодня многие школы не только в пилотных регионах, но и в территориях, не участвующих в проекте Минфина России, самостоятельно вводят финграмотность с помощью имеющихся пособий. Точной статистики, к сожалению, нет. Программу повышения финграмотности комплексно Минфин России запустил пока только в девяти пилотных регионах, включая Ставропольский край. Еще для 60 субъектов Российской Федерации мы поставляем учебные пособия.

- Все используемые в нашей стране подходы по внедрению в образовательные программы элементов финграмотности - это российский опыт или заимствования?

- Опыт стран, которые раньше России приступили к решению проблемы низкого уровня финансовой грамотности населения, в рамках проекта был внимательно изучен. Он, безусловно, учитывался, но заимствований, если брать их в чистом виде, нет вообще. Мы ничего не копировали.

- Внедрение в школу и детсад финансовой грамотности по сути предполагает, что о деньгах говорят с теми, кто их еще не зарабатывает. Становится все больше сторонников той точки зрения, что чем раньше это начинать делать, тем лучше. Вы согласны?

- Конечно. Но здесь есть опасность переборщить. Знаниями нужно снабжать малышей дозированно. И здесь зависит много от учителя или воспитателя и его общепрофессиональной компетенции. Ведь на первых порах важно не дать определенный объем информации, а влиять на поведенческие установки. Это, скажем так, вопрос жизненных ценностей, а не обладания знаниями, что такое деньги и когда они появились. Достаточно у ребенка поначалу сформировать понимание, что деньги - это ресурс и что они находятся в ограниченном количестве, потому требуют разумного подхода.

Это как раз те установки, которые потом очень сложно, а то и практически невозможно менять у взрослых. Посмотрите, как много тех, кто теоретически все знает и разбирается во многих нюансах функционирования финансовой системы, эти люди успешно проходят тесты, но поведение свое не меняют и, например, по-прежнему берут кредиты на отпуск или покупку бытовой техники, а не копят на это. То есть человек в курсе, как правильно действовать, но делать будет как всегда, по привычке.

С детьми совсем другая ситуация, у них нет прежнего опыта, и их мы сразу учим разумному управлению финансами. Ведь ясно, что им придется принимать намного больше самостоятельных финансовых решений, чем их родителям. То есть, по сути, мы учим завтрашних взрослых грамотно пользоваться финансовыми услугами, защищать свои права, не поддаваться на удочку мошенников, рационально управлять личными и семейными финансами.

«Как разумно управлять финансами»
Газета «Ставропольская правда»
16 января 2019 года