Управление Федерального казначейства Ставрополья выявило нарушений на 858 млн рублей
- Игорь Сергеевич, перед вашим ведомством стоят задачи государственного значения. Это обеспечение чистоты закупок для федеральных нужд, контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, предназначенных для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры, соблюдение федерального закона о контрактной системе, проверка качества работы аудиторских организаций. Наверное, успех выполнения столь объемной работы во многом обеспечен новыми методиками, которые освоило казначейство? Следует учитывать, что на плечи управления легла и работа, которую ранее выполнял Росфиннадзор.
- Обновление структуры ведомства, безусловно, потребовало перемен. За достаточно короткий срок Федеральным казначейством принят целый ряд документов, регламентирующих процедуры планирования, организации и проведения контрольных мероприятий, формирования отчетности. Новые подходы позволяют уделять особое внимание контролю за наиболее рискоемкими направлениями расходования бюджетных средств. Для облегчения выполнения поставленных задач разработаны стандарты внутренней организации контрольного мероприятия и классификатор нарушений, выявляемых в финансово-бюджетной сфере. Главный итог - названные документы унифицируют и, соответственно, облегчают работу ревизоров.
Внедрена автоматизированная система внутреннего государственного финансового контроля, которая включает в себя весь цикл контрольной деятельности, от планирования до формирования отчетности о ее результатах. Федеральным казначейством сведения о результатах контрольных мероприятий размещаются в государственной информационной системе, через которую происходит обмен информацией со Счетной палатой. Облегчает задачу ревизоров и тот факт, что сегодня для них доступны информационные системы, оператором которых является Федеральное казначейство. Это помогает лучше подготовиться к проведению контрольного мероприятия.
- Кстати, внешний контроль качества работы аудиторских организаций - новая функция, переданная, насколько я знаю, ведомству не так давно.
- С 2011 года это была функция Росфиннадзора, теперь ревизоры выполняют эту работу в составе казначейства. Управление Федерального казначейства контролирует качество аудита на всей территории Северо-Кавказского федерального округа. В период с 2016 года по настоящее время ведомством проведены 23 такие проверки. В итоге вынесено 10 предупреждений о нарушениях действующего законодательства, в том числе в отношении нарушителей Кодекса профессиональной этики, и три предписания о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов. О качественно выполненной работе свидетельствует отсутствие случаев отмены в судебном порядке принятых ведомством решений.
Соблюдается в обязательном порядке принцип публичности. На официальном сайте управления размещается вся необходимая для подконтрольных объектов информация о правоприменительной практике и результатах внешнего контроля качества.
- Игорь Сергеевич, результаты работы любого ведомства объективно характеризуют статистические данные.
- За девять месяцев 2018 года управлением Федерального казначейства по СК проведено 89 контрольных мероприятий. Цена вопроса весьма солидная - 49, 5 млрд рублей. В результате выявлено нарушений на сумму 858,3 млн рублей. Объектам контроля направлено 6 предписаний и 33 представления, 84,3 млн рублей возмещено добровольно, в принудительном порядке взыскано в федеральный бюджет 119,2 млн рублей.
Должностными лицами управления составлено семь протоколов об административных правонарушениях. Наложено штрафов за административные правонарушения на 120 тыс. рублей, взыскано 95 тыс. рублей. В правоохранительные органы и органы прокуратуры края направлена информация о 54 контрольных мероприятиях. Органами прокуратуры в адрес руководителей объектов контроля вынесено 17 представлений.
- Какие новые инструменты финансового контроля использует сегодня казначейство?
- Контрольно-надзорные органы при осуществлении последующего контроля выявляли многочисленные нарушения в бюджетном менеджменте, которые можно было бы предупредить, сместив акценты контроля на этапы движения бюджетных средств. Это значит, что акцент смещается на профилактику. Так возникло казначейское сопровождение, в основу которого заложено условие об осуществлении расчетов юридических (физических) лиц, получающих целевые средства от государства, на казначейских счетах с проведением необходимых контрольных процедур и информированием по их результатам заинтересованных сторон. Новый проект казначейства доказал свою жизнеспособность: реально ускорились сроки выполнения работ, вырос уровень финансовой дисциплины у хозяйствующих субъектов. В настоящее время действует несколько видов казначейского сопровождения. Во-первых, это базовый механизм, который распространяется на авансы по госконтрактам и получателей субсидий. Во-вторых - казначейское сопровождение расчетов по государственным контрактам, заключенным в рамках исполнения государственного оборонного заказа, а также сопровождение финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц по отдельным решениям Правительства РФ. Третий вид, можно назвать его расширенным казначейским сопровождением, предусматривает не только прохождение средств через казначейские счета, но и последующую проверку исполнения обязательств по контракту с применением фото- и даже видеофиксации. Расширенное казначейское сопровождение тестируется на нескольких крупных проектах, одним из них является оказание гос-поддержки сельхозтоваропроизводителям. В этом проекте второй год участвует Ставропольский край.
- Казначейское сопровождение - это эффективный метод контроля расходования бюджетных средств. Что на этом направлении планируете улучшить?
- В ближайшей перспективе планируется расширить состав участников проектов по казначейскому сопровождению, предстоит развивать и совершенствовать набор финансовых инструментов. Технологии главным образом отточены на проектах, связанных с освоением целевых средств федерального бюджета. На уровне края дано право определять набор проектов, реализуемых за счет средств регионального бюджета, которые будут подлежать казначейскому сопровождению. Соответственно, мы будем активно сотрудничать по этому вопросу с краевым министерством финансов. Полагаю, что обязательно будут востребованы новые инструменты казначейского сопровождения. В частности, это так называемый казначейский аккредитив: получатели бюджетных средств теперь имеют возможность более эффективно, только с учетом реальной финансовой потребности, расходовать целевые средства. В настоящее время это касается авансов по госконтрактам и ряда субсидий. Учитывая, что инструмент доказал свою действенность в обеспечении сохранности федеральных средств, предстоит расширить сферу его применения.
- Актуальная сегодня тема - централизация бухгалтерского учета. Кажется, и вашего ведомства это коснулось?
- Действительно, централизация бухгалтерского учета интенсивно развивается в секторе государственного управления. И это объяснимо. В настоящее время бухучет в некотором смысле является обременением для федеральных органов исполнительной власти, получателей бюджетных средств и казенных учреждений. Действующая модель, при которой в каждом государственном органе и казенном учреждении учет осуществляется собственными бухгалтерскими службами, отвлекает кадровые ресурсы, утяжеляет госрасходы. Штат бухгалтеров возможно сократить прежде всего за счет создания централизованной структуры, которая позволит значительно экономить бюджетные средства.
Соответственно, казначейство, отчасти как сервисная организация, предлагает взять функцию бухгалтерского учета на себя. В итоге такой централизации в секторе государственного управления должна будет достигнута абсолютная прозрачность финансово-хозяйственной жизни федеральных органов исполнительной власти по всем показателям: дебиторской, кредиторской задолженности, активов и обязательств государства. Эту задачу предстоит решить Казначейству России.
На сегодняшний день Федеральным казначейством подписаны соглашения о передаче полномочий по ведению бюджетного учета с 1января 2019 года с Федеральной службой по труду и занятости, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. С нового года и наше управление приступит к осуществлению поставленной задачи.
- Игорь Сергеевич, в преддверии профессионального праздника что вы хотели бы сказать коллективу?
- У нас трудятся настоящие профессионалы. Я желаю сотрудникам казначейства дальнейших успехов в работе. А также здоровья, счастья в семьях, гармонии в душе.
7 декабря 2018 года