09:14, 9 ноября 2018 года

«Лучше всех» стала 9-летняя Настя Федченко и сыграла со своим кумиром Сергеем Жилиным

Это далеко не первая победа девочки. За три года занятий музыкой юная пианистка, сделав первый шаг в конкурсные выступления с произведением Иоганна Себастьяна Баха, покорила сердца жюри и зрителей всероссийских и международных музыкальных конкурсов в Австрии и Италии, снискав внимание и получив восторженные рекомендации таких признанных на мировом уровне мэтров этого жанра, как, например, итальянец Луиджи Боргато (он широко известен и тем, что собственноручно конструирует и мастерит невероятные по красоте и размеру, а главное, по звуку рояли).

Как музыка победила

Если вы хотите знать, как воспитать особо одаренного ребенка, не ждите инструкций. Стандартных схем здесь нет, все диктует сама жизнь, в которой так много нюансов.

Как рассказывает Настина мама Ольга Федченко, активный и любознательный характер дочери был заметен с младых ногтей. Второй и долгожданный ребенок в семье, Настенька сделала первый самостоятельный шаг в семь месяцев, рано начала говорить.

- А потом, как у всех, были студии-развивайки, в первую из которых дочка пошла в год и три месяца, - вспоминает О. Федченко. - В итоге к трем годам мы остановились на модельной студии, потому что именно там работа с детьми велась в различных направлениях - актерском, спортивном, эстетическом.

Настя с удовольствием занималась: «моделька», как называют студию в семейном кругу, давала многое. Недоставало только одного – английского языка. Так и сошлись пути пятилетней на тот момент Насти и Татьяны Обабко – заслуженного работника культуры РФ, руководителя и преподавателя студии English & Music, чей стаж педагогической деятельности был в шесть раз больше возраста Насти.

Кстати, уникальна и сама история знакомства учителя и ученика, которая подтверждает, насколько тонок баланс возможного и невозможного в жизни. К Татьяне Обабко сложно было попасть: желающих много, запись в группы идет за год и раньше. Но она назначила встречу, чтобы протестировать ребенка, на которую Настя пришла в невероятном виде – вся в синяках после падения и удара головой в детском саду. Татьяна Глебовна Обабко, едва увидев ее в таком состоянии, обняла и сказала: «Беру!».

А полгода спустя в жизни Насти появилась музыка.

- У Татьяны Глебовны каждое занятие по английскому языку, - рассказывает Настя, - заканчивается музыкальным занятием. Дети поют песни под ее аккомпанемент. И пока все пели, мне хотелось играть на пианино. Я старалась подойти к нему поближе и незаметно нажать на клавиши. Мама мне делала замечания, а Татьяна Глебовна разрешала.

- А потом преподаватель сказала, что нам надо попробовать музыку, что у Насти есть склонности, - добавляет Ольга Федченко. - Немного походили на 15-минутные занятия, а потом занялись музыкой вплотную.

И началось: поиск инструмента, ноты, гаммы, занятия в студии, занятия дома. В семье Насти музыкантов нет. А девочка, как только музыка вошла в ее жизнь, без нее себя уже не мыслила.

- Настя, если представить твою жизнь апельсином, в котором десять долек, сколько долек занимает музыка?

- Восемь.

- А в остальных что?

- Вся жизнь: учеба, друзья.

Когда девчушка поняла, что времени на все не хватает, сама сделала выбор: бросила и модельную студию, и английский.

- Ты в пять лет сама выбрала бесконечные гаммы? Но это же требует огромной работы, усидчивости, прежде всего, терпения…

- Для некоторых это очень сложно, но мне так интересно играть на фортепиано! Я этим хочу заниматься всегда.

- Какие произведения ты играешь? И сколько времени надо, чтобы выучить новое?

- Новые учу примерно два дня. Но потом же каждое надо сотни раз сыграть - дома и на занятии с Татьяной Глебовной, разобрать какие-то места, сложные аккорды, поменять некоторые ноты, потому что детским рукам трудно их сыграть. Так я выучила Шопена «Капли дождя», Шостаковича «Вальс кукол», мне нравится и пьеса ставропольского композитора Евгении Сафроновой «Письма Незнайки» (я ее как раз исполнила сольно на проекте «Лучше всех»). Но кроме сольных есть много произведений, которые я играю в ансамбле с кем-то.

Кто, если не Путин?

Именно так, в ансамбле, сыграла Настя на шоу «Лучше всех» и еще одно произведение. Да не с кем-нибудь, а с любимым всей страной Сергеем Жилиным – музыкантом и композитором, чье имя известно каждому, дирижером и бенд-лидером. Его имя по праву внесено в джазовую энциклопедию «Джаз. XX век».

А случилось это так. Когда Настя прошла отбор на программу «Лучше всех», продюсер проекта заранее поинтересовалась: кого бы Настя хотела увидеть в качестве почетного гостя на проекте. И она, не раздумывая, назвала…

- Сергея Сергеевича Жилина! - рассказывает юное дарование. - Продюсер задумалась и попросила назвать кого-нибудь еще. Тогда я назвала Владимира Владимировича Путина, и мне ответили, что попробуют поговорить с Сергеем Сергеевичем.

- Моя самая заветная мечта была встретить Сергея Сергеевича Жилина. Он великий пианист, любит и играет джаз. И я люблю джаз так же, как он.

И встреча состоялась. Да не где-нибудь, а в студии знаменитого «Фонографа». Там занимались подготовкой того самого дуэтного номера «Путешествие в небесах. По Невскому на карете» композитора Владимира Сапожникова, который потом был исполнен на проекте «Лучше всех». И если поначалу Сергей Жилин пытался выяснить степень искренности желания Насти заниматься музыкой, то, увидев, с какой охотой Настя играет, сомневаться перестал.

- Мы быстро сыгрались, и это было так весело, - делится впечатлениями Настя. - И когда Сергей Сергеевич спрашивал, будем ли играть еще, я все время говорила «да!», мне так это нравилось! Кстати, во время наших репетиций он мне исполнил несколько джазовых произведений. Это было невероятно красиво и быстро.

Виртуозно исполнили они подготовленную пьесу, заслужив не только восторженные аплодисменты зала, но и приятные для теледебюта Насти и сидевших в зале мамы и педагога крики «браво».

Что ж, огромная, по Настиным впечатлениям, медаль «Лучше всех», полученная из рук Сергея Жилина, красовалась у нее на шее, а рюкзак с конфетами и букет цветов от Максима Галкина добавили радости.

- Ну вот, одна мечта осуществилась, о чем теперь мечтаешь?

- Я мечтаю вырасти и играть на белом рояле, который будет стоять у меня дома. Не могу забыть звук рояля Луиджи Боргато, на котором играла в Италии. Инструмент был в два раза длиннее обычного рояля. Звук от него очень нежный, мягкий. Луиджи понравилось, как я играла. Когда все фотографировались, он посадил меня на рояль и встал рядом.

А еще ставропольская девочка Настя мечтает о победах на новых конкурсах, например, на III Международном фортепианном конкурсе для детей и юношества имени Натана Перельмана, который пройдет в Санкт-Петербурге. Я не прошу Настю поделиться секретом ее успеха, потому что здесь все прозрачно и очевидно: он в ее работоспособности. Это подтверждает и Татьяна Обабко.

- Она приучена работать, прекрасный партнер. Очень способная и разносторонняя. Таких детей мало, - говорит педагог. - Мне будет обидно, если Настя не состоится как профессиональный музыкант. Она сейчас получает удовольствие от того, что делает, что она развивается и на сцене просто растворяется в выступлении, открываясь не только как исполнитель, но и как артист.

А Настя считает, что ее преподаватель - лучший преподаватель в России.

Вот так запросто и от всей души Татьяна Обабко стала лучшей в проекте, который никогда не утратит для нее значимости, - в сердце своего ученика.

Елена ГОНЧАРОВА
«Джаз, белый рояль и путешествие в небесах»
Газета «Ставропольская правда»
9 ноября 2018 года