Гидрометаллургический завод в Лермонтове возобновит производство удобрений
Эхо ядерного взрыва
Проследить историю гидрометаллургического завода журналисты, участвовавшие в пресс-туре, смогли по стендам рядом с проходной и в актовом зале заводоуправления.
Рождение предприятия напрямую связано с мировой политикой в середине XX века. В августе 1945 года американцы взорвали атомную бомбу в Хиросиме. От Советского Союза требовался адекватный и, главное, быстрый ответ на шантаж США. В августе 1949 года на Семипалатинском полигоне в Казахстане взорвали первый советский ядерный заряд. В том же году Совет Министров СССР издал постановление о начале разработки урановых месторождений около горы Бештау.
В стране были разведаны и другие месторождения урана, но они находились в удаленных и труднодоступных местах. А тут буквально рядом с месторождением - развитая железнодорожная и автотранспортная инфраструктура.
Официально Лермонтовский гидрометаллургический завод ведет свою историю с 1954 года. Более 30 лет в его цехах перерабатывали урановую руду и выпускали закись-окись урана для оборонной промышленности. Государство не жалело средств на развитие предприятия. Параллельно развивали и прилегающий к нему город. А связала их в единое целое общая ТЭЦ.
Со временем легкодоступные запасы урановой руды в горах Бештау и Бык были исчерпаны. Рудники закрыли, входы в шахты засыпали. Некоторое время перерабатывали привозную урановую руду, но в 90-е годы в связи с курсом на ядерное разоружение спрос на урановую начинку для ракет упал. И Лермонтовский ГМЗ плавно перешел на производство мирной продукции.
Однако забыть о прошлом завода по сей день не дает расположенное на его окраине огромное хранилище радиоактивных отходов.
В бурном море рыночных отношений
Приватизация не миновала и бывшее оборонное предприятие. Его разделили на три самостоятельных, но технологически связанных между собой хозяйствующих субъекта: ОАО «Гидрометаллургический завод», ООО «Интермикс-Мет» и ЗАО «ЮЭК». Первый производил удобрения и кормовые добавки для скота, второй - востребованные в аэрокосмической отрасли алюминиево-скандиевые лигатуры, а третий, которому в ходе приватизации отошла ТЭЦ, обеспечивал оба эти предприятия и весь город теплом и электроэнергией.
Некоторое время казалось, что частные компании неплохо развиваются. К 60-летию гидрометаллургического завода, которое широко отметили в 2014 году, в заводоуправлении повесили огромный красочный стенд. На нем фотография совладельцев предприятия - московских бизнесменов Сергея Махова и Сергея Чака и их поздравление заводчанам. А под поздравлением лозунг «Мы работаем со всем миром» и карта мира, на которой указаны направления поставок продукции ОАО «Гидрометаллургический завод»: от Канады и Японии до Новой Зеландии и ЮАР.
Но затем в многопрофильном бизнесе Сергея Махова и Сергея Чака что-то разладилось. Заложив завод, они взяли в банке огромный кредит – более миллиарда рублей, однако вовремя вернуть его не смогли. Из-за нехватки финансов на ГМЗ неуклонно сокращалось производство. И наконец в декабре прошлого года предприятие полностью остановилось.
Это больно ударило не только по сотням заводчан, оставшихся без работы и без зарплаты, но и едва не стало причиной коммунального коллапса в городе Лермонтове. Принадлежащая ЮЭК ТЭЦ, сжигая газ, тратит полученную энергию примерно в равных частях на технологический пар для ГМЦ и одновременно (в одном технологическом цикле) на выработку электричества и подогрев воды для нужд горожан. Когда завод остановился и перестал платить за пар, расход газа остался прежним, а доходы ЮЭК сократились в разы.
Расплачиваться с поставщиками было нечем. В сентябре, когда долги перед газовиками перевалили за 300 миллионов рублей и те уже собирались закрутить вентили разводящих сетей, в ситуацию решительно вмешались правительство Ставропольского края и прокуратура. По их иску, чтобы зимой лермонтовчане не остались без тепла и электричества, суд запретил сокращать поставки газа.
Спасение утопающих
Два месяца назад «Ставропольская правда» публиковала отчет о встрече первого заместителя председателя правительства Ставропольского края Ивана Ковалёва с депутатами Лермонтовского совета. Там же в беседе с журналистами Иван Ковалёв рассказал о планах ПСК через суд на осенне-зимний период передать Лермонтовскую ТЭЦ в оперативное управление ГУП «Ставрополькрайкоммунэлектро» и ГУП «Крайтеплоэнерго». Но первый вице-премьер тут же признал, что это лишь временная чрезвычайная мера, а чтобы действительно нормализовать ситуацию, необходимо на полную мощность запустить гидрометаллургический завод. И вскользь обмолвился, что губернатор Владимир Владимиров ведет переговоры с возможными инвесторами ГМЗ. Тогда на эти слова Ивана Ковалёва мы почти не обратили внимания.
И, как выяснилось, зря! Недавно на группу предприятий - ГМЗ, «Интермикс-Мет» и ЮЭК - при содействии губернатора Владимира Владимирова «зашел» новый инвестор - Альберт Авдолян. Для того чтобы журналисты из первых уст услышали о планах инвестора, и был организован пресс-тур.
От грани банкротства - к удвоению производства
Как сообщает Википедия, Альберт Аликович Авдолян – российский бизнесмен, работающий в сфере телекоммуникаций. Основатель и владелец компании «Скартел» и держатель акций компании YOTA. Он считается ключевым игроком на рынке технологий 4G в России.
С журналистами встретился его полномочный представитель - руководитель проекта восстановления производства ОАО «Гидрометаллургический завод» и ООО «Интермикс-Мет» Андрей Коробов.
От ответов на вопросы дотошных журналистов он не уходил, держался спокойно и уверенно. Рассказал, что у инвестора есть активы в различных секторах экономики и за рубежом, и в России. Его решение вложить значительные инвестиции в группу предприятий в городе Лермонтове в значительной мере было обусловлено мнением антикризисной команды, которая сюда пришла:
- Мы нарисовали картинку, которая удовлетворила инвестора не только в финансовой части. Инвестор смотрит и на социальные аспекты проекта, - пояснил Андрей Коробов. - Мы провели серьезную работу по изучению рынка сбыта и удобрений, и лигатур. Спрос на них значительно превышает текущие мощности предприятия. Продукцию будем продавать как внутри страны, так и на экспорт. Объем экспортной продукции может превысить 70 процентов от общего производства завода, которое поначалу составит около 15 тысяч тонн различных типов удобрений в месяц. Но размер бизнеса в его теперешних масштабах не сильно интересует инвестора. Поэтому мы будем расширяться. Будет расширение, направленное на увеличение производства удобрений. Есть и ряд других проектов в области неорганической химии с использованием новых технологий. При этом будем следить, чтобы новое производство никоим образом не нанесло вред окружающей среде в регионе.
Разумеется, большая часть вопросов журналистов касалась огромных долгов группы предприятий.
- Ситуация с долгами достаточно тяжелая, - признал представитель инвестора. – Но мы понимаем, каким образом реструктуризировать основные долги. В первую очередь мы подписали соглашение со Сбербанком. Долг ему, даже без учета процентов и пеней, превышает два с половиной миллиарда рублей. Заканчиваем подготовку соглашения с Газпромом в отношении долга ЮЭК за газ, который превышает 300 миллионов рублей. Все основные согласования уже пройдены, поэтому этот вопрос можно считать решенным. Также мы договариваемся с налоговыми органами о реструктуризации задолженности по налогам. После чего мировыми соглашениями в определенном порядке «закроем» отношения с прочими кредиторами. Общий размер долга группы предприятий превышает 5 миллиардов рублей.
Другая жгучая тема – судьбы людей. Андрей Коробов сообщил:
- Мы провели диалог практически с каждым работником предприятия. Считаем, что оставим всех. В течение трех недель выведем сто процентов работающих на ГМЗ (это 510 человек). На заводе уже идут работы по проверке и запуску оборудования, чтобы все было готово к приходу сырья и началу выпуска продукции.
Что касается 170 работников «Интермикс-Мет», то часть из них выводим прямо сейчас, а сто процентов выйдут на свои рабочие места в течение ближайших трех месяцев. Задолженность по зарплате для 700 человек с «Интермикс-Мет» и ГМЗ в размере свыше 55 миллионов рублей уже погашена.
- В дальнейшем задержек по заработной плате не будет, - твердо пообещал представитель инвестора.
Находившийся в это время на заводе заместитель министра энергетики, промышленности и связи края Дмитрий Макаркин добавил, что восстановление работы и развитие предприятий происходят при поддержке губернатора Ставрополья. Все договоренности выполняются в запланированные сроки.
Заводчане соскучились по работе
Провести журналистов по подразделениям гидрометаллургического завода взялся ветеран предприятия, заместитель генерального директора по производству Павел Диканский. Не скрывал он и своего мнения по поводу нового руководства ГМЗ:
- Мне импонирует, что они системные игроки. Первые действия нового руководства абсолютно правильные. Они четко выстроили систему, кто за что отвечает - от генерального директора и до слесаря. Когда это внедрим, предприятие станет работать гораздо лучше. Кроме того, у инвестора есть большие планы на будущее. И ясное представление, что нужно сделать, чтобы расширить производство.
Ветеран ГМЗ заверил, что сейчас предприятие процентов на 85 готово к работе:
- После годичного простоя мы провели глубокую диагностику всего оборудования, сейчас ведутся пусконаладочные работы. Весь трудовой коллектив понимает, что мы не должны подвести нового инвестора. Народ соскучился по работе.
Первым делом Павел Диканский провел участников пресс-тура в огромное здание участка по производству диаммонийфосфата и моноаммонийфосфата. Это основное подразделение ГМЗ. Видно, что установленное полвека назад оборудование изрядно обветшало, но, как заверил журналистов в помещении центрального пульта управления начальник участка Александр Нечаев, все оно исправно:
- В данный момент проводим гидроиспытания трубопроводов, проверяем исправность измерительных приборов. На участке удалось сохранить весь персонал.
Показал нам Павел Диканский и самый новый участок цеха минеральных удобрений ГМЗ. Здесь в 1916 году первые в стране выпустили монокалийфосфат и сульфат калия максимально возможной чистоты.
Зелёная лужайка вместо хвостохранилища
Не счесть публикаций и телесюжетов в местных, региональных и федеральных СМИ, в которых охотники за сенсациями с надрывом рассказывали о радиоактивной мине Кавминвод в образе хвостохранилища ГМЗ. Разумеется, участники пресс-тура не могли пропустить такой объект.
С высокого обрыва огромное хвостохранилище как на ладони. Примерно треть покрыта белым фосфогипсом. На остальной площади бурьян и обширные заводи.
Заместитель генерального директора гидрометаллургического завода по экологии Лариса Сурина рассказала, что отходы производства урана здесь складировали с 1954 по 1991 год. Эколог пояснила:
- Если хвостохранилище будет под присмотром, никаких проблем не возникнет. Будет страшно, если его бросить так, как это было в начале 90-х годов, когда прекратило работу НПО «Алмаз». Тогда на неогороженной территории хвостохранилища и рыбу ловили, и купались.
По закону земля под этими объектами принадлежит государству, а именно госкорпорации «Росатом». Гидрометаллургический завод является эксплуатирующей организацией, в чьи обязанности входит рекультивация хвостохранилища. Завод его огородил и проложил каналы для сбора ливневых стоков в емкости оборотного водоснабжения. Даже в период простоя ГМЗ здесь постоянно работали сотрудники предприятия:
- Сейчас хвостохранилище находится в безопасном состоянии, - заявила Лариса Сурина. - Оно огорожено, допуск для посторонних лиц перекрыт. Здесь дежурит персонал со сторожевыми собаками. Все, что находится за территорией хвостохранилища, – чистое. 12 скважин по периметру хвосто-хранилища контролируют состояние подземных вод. Анализы показывают, что вода засолена солями сульфатов, хлоридов, нитратов, но радиоактивного загрязнения в ней нет. Еще в 2002 году специалисты провели радиационную съемку территорий всех бывших объектов НПО «Алмаз». В том числе хвостохранилища и прилегающих к нему участков. Лишь на нерекультивированной части хвостохранилища обнаружили локальные точки с повышенной мощностью радиации.
Чтобы окончательно убедить маловеров, Лариса Сурина на глазах у десятка журналистов измерила уровень радиации на взгорке, где мы стояли. Шкала прибора показала 15 микрорентген.
- В городе Лермонтове нормальный фоновый уровень радиоактивности – 20 – 25 микрорентген, а здесь 15. Это естественный природный фон, - пояснила эколог.
Она же пояснила, почему для рекультивации используют фосфогипс, который остается при производстве минеральных удобрений. Просто подходящей глины поблизости нет. Да и потом, фосфогипс практически идеально изолирует радиоактивные отходы. Так что по завершении рекультивации здесь можно будет разбить зеленую лужайку и спокойно отдыхать.
Однако до этого еще далеко. Сейчас проектная организация разрабатывает проект следующего этапа рекультивации хвостохранилища. По приблизительным оценкам, на то, чтобы перекрыть все карты (емкости) радиоактивных отходов вровень с дамбами, потребуется порядка трех миллионов кубометров фосфогипса. А ГМЗ в год производит его около 200 тысяч тонн. Так что для завершения рекультивации потребуется еще лет десять.
«Энергетическое сердце» завода и города
Напоследок участников пресс-тура отвезли на ТЭЦ, которая вплотную примыкает к ГМЗ, но принадлежит ЗАО «Южная энергетическая компания». Построенное в середине минувшего века огромное здание поражает своей монументальностью. Впечатляет и его начинка – огромные, с двухэтажное здание, котлы и бесконечные лабиринты трубопроводов. Здесь окончательно стало понятно, почему власти города и региона даже не рассматривали вариант строительства новой ТЭЦ – это было бы слишком дорого.
Недавно назначенный новый генеральный директор ЮЭК Сергей Сенников заверил, что ТЭЦ к отопительному периоду готова и полностью укомплектована специалистами. Задолженности по зарплате и налогам нет. Уже направили в Рос-технадзор все документы для получения паспорта готовности к отопительному периоду.
Что касается задолженности за газ, то сейчас, по словам Сергея Сенникова, инвестор при содействии правительства Ставропольского края активно ведет переговоры с «Межрегионгазом». Принципиальная договоренность о реструктуризации задолженности достигнута. Сейчас диалог идет на уровне юристов, которые обсуждают детали.
- На сегодняшний день в счет погашения задолженности уже переведено 20 миллионов рублей. Основное условие договоренности - текущие платежи начиная с октября должны выплачиваться без задержки и в полном объеме. Мы готовы это обеспечить.
Сергей Сенников особо подчеркнул, что по инициативе Газпрома сняты все аресты со счетов ЮЭК, для того чтобы компания могла стабильно работать.
- Угроза ограничения теплоснабжения и электроснабжения города отсутствует, - убежден генеральный директор ЮЭК.
23 октября 2018 года