Экология Новотроицкого озера: Ставропольская ГРЭС бьёт тревогу
Стоп машина!
Ситуация осложнилась, когда в 2015 году из-за новаций в федеральном законодательстве разрешение на использование собственного земснаряда для удаления иловых наносов станции не дали. Третий год техника лежит на дне и ржавеет. В 1999 году, когда был приобретен земснаряд, разрешение о предоставлении водного объекта в пользование на разработку грунта не требовалось. А сегодня все: стоп машина!
Василий Жуков, заместитель начальника цеха общестанционных работ Ставропольской ГРЭС, в обязанности которого входила задача обеспечить работу земснаряда, подтвердил, что техника, которая пусть и частично, но решала проблему, сегодня просто пропадает.
Без Новотроицкого водохранилища невозможен технологический процесс производства электроэнергии. Возвращается использованная вода в озеро только после очистки, естественно, несколько повышая его температуру. Поэтому и купальный сезон здесь начинается рано, и такое обилие различных баз отдыха на левом берегу, если смотреть на озеро со стороны ГРЭС.
В том, чтобы озеро было чистым, не мелело, не сокращалось как шагреневая кожа его водное зеркало, предприятие заинтересовано в первую очередь. Поэтому много лет, по сути, самостоятельно осуществляло большую работу по оздоровлению водоема, обеспечивая работу земснаряда по очистке дна, запуская в озеро мальков рыб, поедающих водоросли. Если по-хорошему, то давно следовало построить здесь дамбу, защищающую от намыва донного ила из впадающей в водоем реки Егорлык. Таких средств у станции не было. Да и технические возможности по очистке дна по тем же финансовым причинам не могли на сто процентов решить проблему. Ежегодно удаляемая методом гидромеханизации масса наносов не совпадала с объемом, что приносила за тот же период река. То есть силами одного земснаряда было не справиться.
При этом ГРЭС много лет платит достаточно большой водный налог. Часть заплаченного употребить на оздоровление озера было бы справедливо. Особенно если учесть, что реальна угроза не только экологической, но и санитарной ЧС, ведь из водоема получают питьевую воду семь районов Ставрополья.
Новые острова
В сопровождении Василия Жукова редакционная бригада знакомилась с окрестностями водохранилища.
Есть мнение, что слухи об экологической катастрофе несколько преувеличены. Так могут говорить те, кто не посещал эти места и не видел своими глазами, что происходит на самом деле. Причем побывать следует не там, где стоят в том числе и весьма фешенебельные базы отдыха, а на другой стороне водоема, где из намытого ила уже образовались острова, по которым гуляют птицы. По данным экологов, приносимая кубанскими водами масса составляет около 60 миллионов кубов в год. Береговая линия растет и осваивается различной растительностью, соответственно, воды становится все меньше. С пирса для купающихся этого не увидишь.
Вдоль берега тянется линия электропередачи, несущая энергию потребителям. Учитывая, что сегодня это заказник краевого значения, то доступ сюда на автомобилях запрещен.
Мы пошли к берегу, как положено, пешком и были крайне удивлены тем, что прямо у края водоема стояла «Нива», привезшая двух рыбаков. Для них закон не писан. А егерь за каждым проследить не в состоянии. Рыболовы или местные, просто приехавшие сюда на пикник, оставляют, как правило, за собой много мусора. Работники ГРЭС регулярно проводят здесь субботники. Но ситуация не становится лучше. Мои слова, что сюда запрещено приезжать на автомобиле, были приняты в штыки: «И что? Мы всегда здесь рыбачили...».
Еще больше отходов после отдыха неорганизованным купальщиков на так называемом диком пляже. И это несмотря на то, что буквально за дорогой установлены мусорные баки.
Еще больше отходов после отдыха приехавших на озеро «дикарями» на так называемом диком пляже. И это несмотря на то, что буквально за дорогой установлены мусорные баки.
В ожидании «Амфибекса»
Вообще, если вспомнить историю, создавалось водохранилище в 50-е годы прошлого века для нужд системы гидромелиорации, чтобы обеспечить полив близлежащих сельхозугодий. В 1968 году было принято решение о строительстве ГРЭС: развивающемуся региону была необходима электроэнергия. Первый энергоблок заработал в 1975 году. Экологическими проблемами озера на предприятии занимались с самого начала, помня, как важно, чтобы водоем не становился мельче, из-за чего его охлаждающая способность уменьшается.
Однако со временем положение усложнялось. Поэтому появилась нужда в приобретении специальной техники для очистки водоема от ила. Видимо, с тех пор так и повелось, что вся ответственность за озеро лежит на ГРЭС. По крайней мере, никто другой эту заботу брать на себя не собирался. Хотя давно было ясно, что самостоятельно предприятию уже не справиться. А сегодня и энергетикам предпринимать какие-либо действия для улучшения экологической ситуации запрещено. Как быть-то?
Информацию о том, что одна из частных ставропольских компаний приобрела чудо техники - амфибийный комплекс - плавающий экскаватор «Амфибекс-400», я нашла в ростовской газете «Наше время» от 20 апреля 2018 года. Речь шла о Цимлянском водохранилище, которое испытывает похожие проблемы. «Технику собирались привлечь к очистке Новотроицкого водохранилища, где четыре года назад диагностировали экологическую катастрофу», – сказано в материале.
Специалисты ГРЭС подтвердили, что действительно им продемонстрировали возможности «Амфибекса», однако тем дело и закончилось. Каким образом и за какие средства привлечь плавающий экскаватор для очистки озера, пока неясно.
Директор ГКУ «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» Юрий Епанов в телефонном разговоре отметил, что хорошо знает возможности нового агрегата. Даже наименее мощный «Амфибекс-400», который он видел в деле, за год способен выбрать миллион тонн ила. При этом не нужны ни КамАЗы, ни другая техника для перевозки донных отложений. Агрегат по трубам сам их толкает в пульпочеки на расстояние от одного до четырех километров. Установка работает на техническом растительном масле и в случае утечки не нанесет вреда природе. Правда, по его мнению, для Новотроицкого водохранилища больше подошел бы более мощный «Амфибекс-800». В этом случае водохранилище могли бы очистить за три года. А со старой техникой работа могла бы растянуться на десятки лет.
Перспектива отличная. Вопрос в другом. Поскольку водный объект федерального значения, то, соответственно, по месту «приписки» относится к ведомству Кубанского бассейнового водного управления, которому и предназначается реализовать проект. Собственно, работа уже должна бы вовсю кипеть. Видимо, вновь застопорилось ожидаемое финансирование.
А экологической катастрофе на Новотроицком уже четыре года. Это по оценкам оптимистов. И поговорка «обещанного три года ждут», похоже, нуждается в серьезных корректировках и звучит чересчур оптимистично в этой ситуации.
Пока кроме обещаний не случилось ничего, что могло бы прояснить экологические перспективы Новотроицкого.
26 сентября 2018 года