Сколько нужно ходить по судам за справедливостью?
Финал: Россия должна 1,5 тысячи евро
В мае Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге вынес решение о взыскании с Российской Федерации за длительное неисполнение судебного решения полутора тысяч евро в пользу жительницы Невинномысска Аллы Владимировой. Обратились она и ее муж Валерий Владимиров в Европейский суд в 2007 году. Обратились не от отчаяния, а, скорее, из соображений гордости и чести, которые они уже несколько лет пытались отстоять в борьбе со ставропольскими судами.
Начало: история, перечеркнувшая жизнь
…Эта история началась в далеких 2000-х. Говорят, что Валерий Владимиров сначала был прекрасным врачом, потом успешным предпринимателем, хорошим семьянином, небесталанным спортсменом... Эта история лишила его и работы, и здоровья... Он умер три года назад. А сейчас Европейский суд признал: он все-таки был прав.
Начнем с самого начала. Итак, супруги Владимировы занялись предпринимательской деятельностью и учредили ООО «Аквилон». Занимаясь коммерцией, Валерий Владимиров получил на реализацию на Изобильненском сахарном заводе пять тонн сахара. Представители «Аквилона» привезли его на склад в Невинномысске, где его приняли два предпринимателя и женщина с непонятным статусом. Потом они сослались на небольшую нехватку денег и уехали за ними. Водитель и экспедитор «Аквилона» их так и не дождались. Поняв, что нарвались на мошенников, они немедленно обратились в УВД Невинномысска. Уже через час милиционеры злоумышленников задержали. А потом последовала такая череда «непоняток», которые и сейчас трудно определить: личная заинтересованность милицейского следователя Е. Савина или его непрофессионализм.
Суть: сахарное дело - мошенники побеждают
Под предлогом того, что сделка по продаже сахара не была оформлена письменно, следователь посчитал ее несостоявшейся и отказался наложить арест на сахар. Однако фактически украденный товар он передал на ответственное хранение… троице этих же мошенников.
- И уже по их заявлению, - рассказывает уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, - следственные органы, не разобравшись, возбудили уголовное дело против... самих Владимировых. Однако вскоре выяснилось, что это оговор, и дело прекратили.
А сахар? Владелец пожаловался в крайпрокуратуру. «Белую смерть» наконец-то должны были арестовать. Немедленно. Но следователь Савин появился на складе только через три недели. За это время «ответственные хранители» его благополучно продали. Денег Владимировы не получили, потому что следователь исключил их из числа потерпевших, а троицу зло-умышленников, напротив, признал потерпевшими по делу. Есть в этом деле еще и другие завлекательные подробности, но не будем углубляться в милицейский непрофессионализм...
Валерий Владимиров, попавший в капкан дважды - сначала мошенников, потом и милиции, обращается с жалобой на действия следователя в прокуратуру Невинномысска. Там нашли в его действиях халатность. Но это никак не повлияло на судьбу сахарных мошенников. На обращения пострадавших коммерсантов с требованием возбудить в отношении жуликов уголовное дело в прокуратуру и ГУВД края реакции не последовало.
Арбитраж: хождение по мукам
Дальше больше. Ущерб, причиненный учредителям ООО «Аквилон», не превышал 100 тысяч рублей. Так что в возбуждении уголовного дела им было отказано - таково тогда было действующее законодательство. Но у Владимировых оставалось право требовать через суд возврат сахара или его стоимости. Иск был адресован УВД Невинномысска, непрофессионализм сотрудников которого и позволил мошенникам украсть и продать сахар. И тут опять началось хождение по мукам пострадавших коммерсантов.
Арбитражный суд Ставропольского края по иску Владимировых производство по делу... прекратил, не-оправданно посчитав данный спор неподведомственным арбитражному суду, так комментируют ситуацию в аппарате ставропольского омбудсмена. Апелляционная инстанция его поправила. При новом рассмотрении арбитраж опять незаконно отказал Владимировым. И апелляционная инстанция жалобу супругов оставила без удовлетворения, не найдя (!) причинной связи между действиями следователя и причиненными им убытками.
Доведенные до отчаяния тенденциозными арбитражными решениями, Владимировы уже готовились к публичным акциям протеста. Поддержку они нашли в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае. Здесь помощь не ограничилась только правовыми консультациями. Изучив все обстоятельства дела, Алексей Селюков принял решение обратиться в кассационную инстанцию Северо-Кавказского арбитражного суда, обосновав надуманность и предвзятость предыдущих арбитражных постановлений. В июле 2004 года этот суд признал их незаконными и отменил. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако уже в октябре Арбитражный суд Ставропольского края снова отказал Владимировым в удовлетворении исковых требований по тем же (!) основаниям.
Уполномоченный резонно усмотрел в арбитражных «художествах» грубое нарушение прав Владимировых. Об этом Алексей Селюков написал председателю Арбитражного суда края Александру Кичко. Тот принял аргументы омбудсмена.
Расплата: где деньги, Минфин?
10 марта 2005 года постановлением Арбитражного суда края было взыскано с МВД РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Аквилон» 55000 рублей убытков и 8619 рублей 42 копейки судебных издержек. Но справедливости не случилось: расчет велся в ценах 2001 года. Не было учтено, что сахар фирма получила под реализацию и до сих пор за него не рассчиталась. И рассчитываться ей придется по новым, увеличившимся в разы ценам. А раз «Аквилон» так и не смог рассчитаться с поставщиком, ему прекратили отгрузку товара. Сотрудники предприятия остались без работы. Но даже такое не вполне адекватное, на мой взгляд, решение арбитражного суда, к которому фирма шла несколько лет, исполнять никто не собирался.
Теперь Владимировым предстояла длительная борьба с административно-бюрократическими препонами.
- Я обратился, - рассказывает Алексей Селюков, - с аргументированным письмом к бывшему министру финансов РФ Алексею Кудрину. Более двух лет Министерство финансов России не исполняло законное арбитражное постановление. Но и я не бросал это дело. Только 22 июня 2007 года Минфин понял, что исполнять судебное решение придется. Через три недели деньги поступили на счет «Аквилона».
Happy end: Европа помогла
Аллу Владимирову интересовали не только деньги. Она обратилась с иском в Европейский суд по правам человека, потребовав возместить ущерб за утрату деловой репутации ООО «Аквилон», связанную с незаконным возбуждением уголовного дела. Европейская юстиция сделала то, что упорно не хотела делать российская. ЕСПЧ, посчитав чиновничьи аргументы неубедительными, взыскал с Российской Федерации в пользу Владимировой 1500 евро, что больше стоимости утраченного по вине следователя сахара.
*****
А я вот все думаю о том, какой ценой обошелся для семьи Владимировых этот многолетний поход за справедливостью. Восхищаюсь ими - многие бы сошли на первых шагах этого марафона. И еще думаю: что же мы за страна такая, в которой судебную систему побуждают выполнять ее обязанности не законы, а то герои-одиночки, то омбудсмен. Да и получается это в весьма редких случаях.
7 сентября 2018 года