16:31, 3 сентября 2018 года

Ветеран здравоохранения Иван Тумарцов: «Человек живет столько, сколько о нём помнят»

На днях автор этих строк, как говорится, залпом прочитал две интереснейшие книги. Нет, это были не остросюжетные детективы и не исторические романы. Речь идет о мемуарах ветерана здравоохранения из Невинномысска, почетного гражданина города химиков кандидата медицинских наук Ивана Никитовича Тумарцова.

Правильно говорят: талантливый человек талантлив во всем. Дар повествователя раскрылся у героя нашего рассказа, когда ему исполнилось… 80 лет. Только в этом возрасте ушел уважаемый в Невинке врач и организатор на заслуженный отдых. Вот и появилось время для записи воспоминаний. Причем к делу Иван Никитович подошел со всей серьезностью. Работа с архивными данными, документами, изучение собственной родословной – все это дало результат. Книги «Память сердца» и «Жизнь и время» читаются, как уже было сказано, на одном дыхании.

- Быть может, кто-то спросит: зачем ворошить дела давно минувших дней? – говорит Иван Тумарцов. – Отвечаю. Это надо всем, кто будет жить после нас. А сам я, описывая события минувших дней, вспоминаю близких мне людей, проживаю с ними интересные эпизоды жизни. И вот еще что. Мои деды по линии отца и матери исчезли в годы лихолетья бесследно. Как дорого я заплатил бы за каждую строчку, написанную их рукой!

Иван Никитович, родившийся в степном селе Бешпагир, весьма подробно изучил историю своей фамилии. Интереснейших фактов здесь море! Например, такой: в тридцатых годах прошлого века на Ставрополье в селах было принято, чтобы у каждой семьи было две фамилии - одна «официальная», а другая уличная. У Тумарцовых второй такой фамилией была Сафоновы.

Кто бы мог тогда подумать, что мальчишка из глубинки со временем станет уважаемым врачом, организатором здравоохранения. В этом в первую очередь заслуга героя нашего рассказа. Учился он усердно и в школе, и в мединституте, где выбрал специальность отоларинголога.

Ну а во врачебной практике были такие случаи, что (упомянем любимое выражение Ивана Никитовича) и во сне не приснится. Как вам такая история? В самом начале своей врачебной карьеры выступил вчерашний студент меда в роли лор-врача и… психиатра одновременно. Итак, по окончании института, в 1952 году, начинающий медик, лор-врач Иван Тумарцов был направлен на стажировку в Элисту. И сразу по приезде неординарный пациент, точнее, пациентка. У женщины инородное тело в пищеводе, предположительно, рыбная кость. Но вот загвоздка – ни рентген (что, впрочем, весьма объяснимо), ни эзофагоскопия (инструментальный осмотр пищевода) кости никакой не обнаружили. А состояние больной ухудшалось стремительно, и поскольку у нее к тому же было расстройство душевного здоровья, хотели отправить женщину в психбольницу.

...Сегодня, спустя 66 лет, Иван Тумарцов сам себе удивляется: как решил отважиться на рискованный (но, забегаем вперед, успешный) поступок? Он обнаружил кость, которой… не было!

Рыбную косточку медик заранее взял в ближайшей столовой, припрятал и после манипуляции показал женщине: вот она, ваша уже решенная проблема! То, что случилось дальше, можно назвать чудом. Пациентка, только что находившая в тяжелом состоянии, прямо из перевязочной пошла домой в сопровождении мужа и многочисленных родственников. В дальнейшем проблем со здоровьем, физическим и психическим, у нее не было. А все последующие четыре года пребывания в Элисте молодой врач получал к своему дню рождения огромный букет роз.

В Невинномысск Иван Тумарцов был направлен ровно 60 лет назад, в 1958 году. Город сначала молодого врача не впечатлил. По сути, это была станица с хатенками, скудной растительностью и вязкой грязью, в которой нередко застревали машины. Впрочем, стартовавшее строительство азотно-тукового завода (АТЗ) быстро изменило Невинку до не-узнаваемости.

Врач-отоларинголог Тумарцов, кстати, тоже способствовал тому, чтобы возведение гиганта большой химии шло опережающими темпами. Как? Поясняем. В холодное время года сильный степной ветер часто отправлял строителей АТЗ на больничный: возникали отиты, другие заболевания. Что делать? Эффективные аппараты для физиолечения таких недугов были на весь край наперечет. Но молодой врач добился, казалось, невозможного: такой же прибор выделили и Невинномысску.

Сколько раз потом приходилось Ивану Тумарцову, находясь в разных должностях, находить пути в высокие чиновничьи кабинеты для решения проблем, имеющих большое общественное значение. Не случайно инициативного медика быстро приметили и уже в 1964 году предложили занять должность главврача больнично-поликлинического объединения Невинномысска. Много лет руководил Иван Никитович отраслью здравоохранения города химиков. Сколько за эти годы было сделано – не перечислить. Впрочем, сам ветеран говорил и говорит: все успехи – заслуга нескольких поколений медиков города. А слово «я», считает патриарх медицины Невинномысска, нужно навсегда вычеркнуть из употребления.

Как бы то ни было, в бытность Ивана Тумарцова главой горздрава были построены новый лечебный и административный корпуса городской больницы, родильный дом, одна из лучших (в масштабах СССР) лабораторий для исследования функций органов слуха и равновесия. Машинная запись истории болезней, запуск центрального стерилизационного отделения, ввод первой в крае системы кислородного обеспечения лечебных учреждений – список можно продолжать и продолжать. А еще десятки и десятки медиков города химиков считают Ивана Никитовича своим учителем.

Буквально на днях Иван Тумарцов отпраздновал 90-летний юбилей. Были поздравления от родных, коллег, бывших пациентов… Кстати, следуя своему принципу давать дорогу молодым, с руководящей должности ушел герой нашего рассказа, достигнув «календарного» пенсионного возраста. Но пользу отрасли здравоохранения Невинки приносил еще два десятка лет, будучи заведующим упомянутой выше аудиовестибулометрической лаборатории. А затем стал одним из организаторов городского общества защиты прав пациентов.

«Все остается людям» - так называется одна из глав книги Ивана Тумарцова. Эта знаковая фраза как нельзя лучше характеризует Ивана Никитовича. Сам он часто вспоминает слова отца Никиты Ефимовича. Однажды тот спросил сына: «Сколько лет живет человек?». Помедлив немного, сам дал ответ: «Человек живет столько, сколько о нем помнят».

«Всё остается людям»
Газета «Ставропольская правда»
5 сентября 2018 года