Какую идеологию призван проповедовать возрожденный институт политруков
Новость, согласимся, не из рядовых. Указом Президента РФ Владимира Путина в Министерстве обороны введена должность 11-го замминистра – начальника этого управления, а другим указом назначен сам начальник - генерал-полковник Андрей Картополов. Он занимал до этого должность командующего войсками Западного военного округа. Приверженцы возрождения института политруков апеллируют к тому, что новые политвоспитатели не будут копировать советский образец и что генерал Картополов никогда ранее не занимался политработой. Но в 2016 году он командовал российской группировкой в Сирии, то есть занимал должность, которая сама по себе не воспринимается иначе, как военно-политическая.
Новое управление создается на базе Главного управления по работе с личным составом. А оно, напомним, было учреждено в Российской армии почти сразу после «кончины» СССР взамен упраздненного тогда военно-политического управления. Напомним, что сами армейцы называли отделы по работе с личным составом отделами по борьбе с личным составом. А их начальникам, в отличие от предыдущего института воспитателей, не разрешалось участвовать в работе организаций, имеющих политические цели.
Вспомним гениальные строки Михаила Шолохова: «Старое начиналось сызнова». Но что сделано, то сделано. Верховный главнокомандующий решил, что политруки в армии нужны. К уже имеющимся функциям морально-психологического обеспечения, государственно-патриотического воспитания, культурно-досуговой работы и работы по обеспечению прав верующих военнослужащих, курирования военных психологов и социологов новый замминистра займется молодежным движением «Юнармия» и другими общественными объединениями. Будет ли он также контактировать со СМИ, пока не ясно. Положение о новом управлении еще не обнародовано.
Но политическая составляющая видна отчетливо. И это вряд ли может восприниматься однозначно.
Вот несколько мнений. Виктор Медяник, полковник в отставке, председатель регионального краевого отделения Северо-Кавказской общественной организации ветеранов войск правопорядка, считает, что возрождение института политруков мера более чем своевременная. И это в самых лучших армейских традициях. Кстати, его дед, младший политрук Василий Медяник, погиб под Москвой. Сам Виктор Медяник во время первой и второй чеченских кампаний был как раз заместителем командира подразделения по работе с личным составом. И он считает, что новые политруки будут не бороться с личным составом, а могут стать бойцам мудрыми товарищами. А на опасения, что армия станет политизированной, полковник спокойно парирует: без хорошей армии не будет и нормальной политики.
Так что новые политруки - это не надсмотрщики, как представляется, а те, кто будет заниматься патриотической работой среди военнослужащих, как следует из концепции, изложенной в указе президента.
Анатолий Лесных, полковник в отставке, старший инструктор отдела воспитательной работы пограничного управления УФСБ по Карачаево-Черкесской Республике, тоже убежден, что в таком старом новом институте в армии назрела необходимость.
- Деньги, - говорит он, - а наши армейцы сейчас получают неплохие зарплаты, еще никого не воспитывали. Не секрет, что наши западные партнеры и не очень партнеры многое делают для дискредитации России и Российской армии. Не противостоять таким попыткам просто глупо.
А. Лесных считает, что социальные лифты у всех разные. И сейчас, когда много солдат и сержантов – контрактники, работой по их мотивации к службе должны заниматься профессионально подготовленные заместители командиров.
Еще один вопрос, который обсуждается нынче: не приведет ли это, как и было в СССР, к двойному подчинению - командиру и политуправлению? Нет, убежден А. Лесных. То время уже ушло. А главное военно-политическое управление должно найти скрепы, объединяющие армейскую среду как часть общества. Кстати спросить, может и в других частях общества появятся подобные институты? В МВД, ФСБ, МЧС прежде всего…
Категорически не согласен с этим отставной капитан Сергей Визе, служивший еще в Советской армии.
- Я против этих издевательств над неокрепшими умами, - говорит он. - Вслед за этим, может, еще и представительство каждой партии будет в армейских подразделениях? Я вспоминаю замполитов как ужас. И если не все встреченные мною коммунисты были подлецами, то все встреченные подлецы точно были коммунистами.
Такой вот поворот. И, как мне кажется, успех или неуспех нового армейского института зависит именно от того, какую идеологию он будет проповедовать. Ой, совсем забыла, государственной и обязательной идеологии-то у нас в стране нет. В соответствии с Основным Законом.
10 августа 2018 года