День в СИЗО теперь равняется полутора дням в колонии
О правоприменении этого закона и его подводных камнях комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России в соответствии с рейтингом авторитетного портала Право. ру.
-Этот закон, как говорится, с бородой, - отмечает Роман Савичев, - причем с бородой очень длинной: председатель комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников, инициатор поправок в ст. 72 УК РФ «Исчисление сроков наказаний и зачет наказания», пробивал законопроект 10 лет! Говорят, что сначала его «зарубили», поскольку не хотели раньше срока выпускать на свободу экс-владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского. И вот наконец в июле этого года закон подписал президент.
Юридическое агентство, которое я возглавляю, довольно часто участвует в уголовных процессах, где нашими клиентами являются люди, в отношении которых избрана довольно суровая мера пресечения – содержание под стражей. То есть они сидят в СИЗО, где условия очень тяжелые, чего, кстати, не отрицают и работники учреждений уголовно-исполнительной системы. В СИЗО заключенные могут гулять только один час во дворе – на этом свобода их действий заканчивается. А, например, те, кто отбывает наказание в колонии общего режима, могут свободно передвигаться по территории, трудиться, посещать клуб, библиотеку, заниматься спортом и т. д. Как говорится, почувствуйте разницу. И это при том, что в СИЗО сидят люди, которые еще не признаны виновными, у них суд еще впереди. И нельзя исключать, что приговор будет оправдательным. Между тем практика такова, что «загреметь» в СИЗО можно очень надолго, особенно если дело сложное и многоэпизодное. В соответствии с законодательством гражданина можно содержать в изоляторе до 18 месяцев на период предварительного следствия – до передачи уголовного дела в суд. Но это еще не все: когда дело поступило в суд, то до вынесения приговора человека могут держать под стражей 6 месяцев. И впоследствии этот срок может неоднократно продлеваться судом… Лично я знаю о фактах, когда подследственные находятся в СИЗО три года, а то и больше.
Однако вернемся к статье 72 УК РФ «Исчисление сроков наказаний и зачет наказания». До недавнего времени согласно части 3 этой статьи один день в СИЗО засчитывался за один день лишения свободы в колонии (причем независимо от режима), принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части. Более того, сутки в СИЗО приравнивались к суткам, проведенным под домашним арестом. Нам всем прекрасно знакомы персоны, которые пару лет комфортно прожили под домашним арестом, а потом были освобождены в зале суда как отбывшие наказание или же отправились в колонию на мизерный срок. В общем, такой расклад, конечно же, не является справедливым. Вот почему Павел Крашенинников 10 лет продвигал в Госдуме свои поправки в ст. 72 УК РФ. После принятия соответствующего закона ситуация в корне поменялась. Теперь в случае лишения свободы один день, проведенный гражданином в СИЗО, приравнивается к полутора дням в колонии общего режима и воспитательной колонии; к двум дням отбывания наказания в колонии-поселении, ограничения свободы, принудительных работ, ареста. Сутки в СИЗО засчитают за 2 дня домашнего ареста и за 3 дня исправительных работ и ограничения по военной службе. День в следственном изоляторе приравняли к дню в тюрьме и в колониях строгого режима.
При этом изменения в ст. 72 УК РФ не коснутся тех, кто отбывает наказание за особо тяжкие преступления, связанные с оборотом наркотиков, посягательством на конституционный строй, за терроризм, а также осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или сроком на 25 лет.
Особо отмечу, что данный закон имеет обратную силу и распространится на тех, кто находится в местах лишения свободы в настоящее время. Интересный вопрос: сколько таких людей, находящихся сегодня за решеткой, могут рассчитывать на послабление? По данным заместителя директора ФСИН Валерия Максименко, которые он недавно озвучил в СМИ, сейчас в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание 487,7 тысячи человек, из которых подпадают под действие нового закона примерно 100 тысяч. Из этих 100 тысяч около 14 тысяч зэков нужно освобождать в ближайшее время, кого-то прямо завтра, остальным будет смягчено наказание в виде снижения срока.
Насколько я знаю, процесс уже начался: в колониях разъясняют осужденным их права, связанные с реализацией закона. Однако непосредственно пересчетом, так сказать, «конвертацией» дней отсидки в СИЗО в дни, проведенные в колонии, займется суд. В отношении всех, кого это касается, приговоры будут пересмотрены либо по ходатайству осужденного, либо по представлению учреждения, где отбывает наказание сиделец.
Но законы, как известно, гладки на бумаге, а в процессе их реализации порой возникает много подводных камней. И тут главное в том, чтобы в ходе бюрократических проволочек и халатности просто не «забыли» о человеке, который продолжает сидеть, хотя должен быть на свободе. Поэтому информационная работа должна вестись в колониях не для галочки. Думаю, нужно ФСИН разработать для осужденных стандартные заявления о снижении срока наказания по новым правилам и оперативно представлять в суд выписки из личных дел сидельцев.
В целом же, еще раз подчеркну, поправки в ст. 72 УК РФ направлены на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных.
3 августа 2018 года