Ставрополье готовится к вхождению в национальные проекты
В беседе с министром экономического развития Ставрополья Валерием Сизовым мы уточнили, что требуется от краевых органов власти в свете реализации нового майского указа главы государства и с какими показателями мы входим в новый цикл социально-экономического развития.
- Как известно, ключевые ориентиры в развитии страны на ближайшие годы теперь определены в 204-м указе президента. И поставлена задача уже к октябрю, то есть к моменту готовности проекта бюджета на 2019-2021 годы, проработать национальные проекты, посредством которых он будет исполняться. Валерий Николаевич, цели президентом Владимиром Путиным поставлены масштабные. Насколько они новые для Ставрополья?
- С 2011 года в крае действуют госпрограммы, и у нас накоплен солидный опыт их разработки и реализации. Новые госпрограммы края должны, конечно, корреспондироваться с общегосударственной системой целей, задач и показателей. Очевидно, что национальные проекты охватят буквально все сферы как экономической, так и социальной жизни. Напомню, что среди задач значатся достижение темпов роста экономики выше мировых, рост реальных доходов населения и пенсий выше инфляции, снижение бедности и повышение продолжительности жизни. И конечно, мы четко осознаем, что основу опережающего комплексного развития должны составлять преобразования в каждом из регионов страны.
При этом положения президентского указа в части снижения смертности населения, поддержки рождаемости и повышения качества медицинского обслуживания населения в крае уже реализуются. И далеко не первый год, что создает очень хорошую базу для дальнейшего движения вперед.
В кратчайшие сроки правительство Ставропольского края должно подготовить и представить в федеральный центр свои предложения по обозначенным направлениям деятельности. Также ведомствам нужно проанализировать действующие государственные документы региона, при необходимости скорректировать их и подготовить проекты новых программ с учетом задач, обозначенных в новом майском указе, определив объем необходимых ресурсов и источники финансирования. На следующем этапе будет осуществлена интеграция в региональные госпрограммы мероприятий национальных проектов.
Соответственно, все будущие результаты работы напрямую зависят от того, насколько эффективно мы сможем синхронизировать работу краевых органов власти с федеральным центром. Потому по поручению губернатора В. Владимирова усилия сконцентрированы на том, чтобы сделать все необходимое для отражения стратегических приоритетов на региональном и местном уровнях с учетом наших возможностей софинансирования.
- Безусловно, для любого продвижения немаловажны стартовые позиции. Знаю, что министерством экономического развития проведен анализ результатов реализации в крае государственных программ за 2017 год. Расскажите о наиболее заметных достижениях.
- Достижение целей государственных программ характеризуют 159 индикаторов, из которых достигли плана 124. И хотя это не 100-процентный результат, он очень достойный. В полном объеме достигнуты цели по шести направлениям, включая социальную поддержку граждан, развитие физкультуры и спорта, культуру, молодежную политику и др.
И в целом реализация госпрограмм позволила достичь следующих стратегических целей социально-экономического развития Ставрополья. Так, объем реальных денежных доходов населения, рассчитываемый как темп роста доходов населения к индексу потребительских цен, увеличился относительно 2016 года на 8,2 процентных пункта во многом благодаря значительному замедлению инфляции и росту зарплат и в бюджетном, и в реальном секторах. Общая численность безработных в 2017 году снизилась и составила 5,2%, что ниже планового показателя на полпроцента.
Важный показатель, носящий официальное название «ожидаемая продолжительность жизни при рождении», на Ставрополье достиг уровня 74,2 года, с ростом на 0,8 года (если сравнивать с итогами 2016 года). Таким образом, продолжительность жизни в крае, согласно данным Северо-Кавказстата, сейчас на 1,5 года выше, чем в среднем по России.
Смертность населения края от всех причин на тысячу жителей сократилась до 11,2 случая, тогда как на конец 2016 года она оставалась на уровне 11,7 случая.
Не может не радовать, что уровень обеспеченности населения края спортивными сооружениями вырос на 4,4% и составил без малого 33%. А степень удовлетворенности населения края качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в крае вырос на 5 процентных пунктов, превысив 91%.
- А если обратиться к экономике. Получены результаты, к которым стремились?
- Много положительных моментов можно отметить, но скажу о самых серьезных и показательных. В частности, наблюдается рост ВРП края. Его уровень приближается к 700 млрд рублей. В прошлом году объем вложений в ставропольскую экономику достиг почти 140 млрд рублей, что примерно на 12 процентов больше итоговых показателей 2016 года. Это очень важный показатель, потому что он отражает агрегированное развитие экономики. По предварительной оценке, мы сейчас находимся на отметке, когда доля инвестиций в структуре ВРП составляет 20 процентов, и должны стремиться к показателю в 25 - 30 процентов. Это уровень развитых экономик и вектор Правительства РФ.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края в сравнении с 2016 годом вырос более чем на 10% и составил около 80 млрд рублей. Это тоже крайне важный показатель, так как помимо общего отражения итогов роста и легализации экономики он оценивается на уровне страны и позволяет получать стимулирующую субсидию из федерального бюджета.
Доля протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям, превысила 54% и увеличилась относительно 2016 года почти на процент. Кстати, по данному показателю мы уже достигли целевой отметки 2024 года, установленной в Указе Президента № 204, нацеливающего, что таковыми должно быть не менее половины дорог в регионе. Но здесь нужно учитывать, что планируется и изменение подходов к региональным нормативам. Они должны быть пересмотрены и стать жестче.
- Всегда интересен вопрос цены. Сколько средств на реализацию госпрограмм потребовалось?
- Фактические расходы по госпрограммам за счет всех источников в 2017 году составили 135 млрд рублей. Структура расходов выглядит следующим образом. За счет средств краевого бюджета израсходован 61 млрд рублей, доля внебюджетных средств составила 33 млрд. Еще 19% затрат приходится на средства Фонда ОМС и 11% на федеральный бюджет.
В качестве источников финансирования госпрограмм также выступают местные бюджеты и налоговые льготы. В общем объеме расходов капитальные вложения составили 5,4 млрд рублей.
Свыше половины объема расходов традиционно приходится на государственные программы в сфере образования, здравоохранения и соцподдержки граждан.
По направлению «Устойчивое развитие и модернизация экономики, инновационное развитие» расходы составили 42 млрд рублей. Расходы на экономический блок программ в 2017 году были увеличены на 3 млрд.
В 2017 году, как и в текущем, органы власти были нацелены на максимальное включение федеральных приоритетных проектов в государственные программы края, что позволяет получать дополнительные финансы. По большинству проектов есть четкое понимание степени участия края в их реализации. Однако максимально возможный объем финансирования из федерального бюджета еще не достигнут, и фронт работы остается широким.
27 июня 2018 года