06:00, 20 июня 2018 года

Банковские услуги мигрируют в смартфоны

КРАСНОРЕЧИВЫЕ ЦИФРЫ

В федеральной прессе встречается такая статистика: 40% клиентов российских банков готовы отказаться от использования банка и банковских сервисов, которые не присутствуют в диджитал-среде. Очевидно, что эта цифра будет только возрастать. Ведь, например, среди всего пула переводов и платежей Сбербанка более 94%(!) уже проводится безналично. Только в первом квартале 2018 года было совершено около 18 млн операций, что почти на 20% больше аналогичных показателей годом ранее.

«При этом коммуникации вместе с клиентом уверенно уходят в смартфон, - подтверждает управляющий Ставропольским отделением ПАО Сбербанк Алексей  Чванов. - Ведь среди безналичных платежей стоит особенно выделить популярность интернет-сервиса «Сбербанк Онлайн» и его мобильного приложения, через них в общей сложности проходит уже более 40 процентов операций. Современному клиенту удобно, скажем так, иметь «банк в кармане», простой, понятный, предвосхищающий ожидания и решающий вопросы здесь и сейчас. Кроме того, в мобильном приложении банка доступно проведение платежей с использованием двумерного штрихкода. Это позволяет сократить время операции вообще до 30 секунд».

КОММУНАЛКА ТОЧНО В СРОК

Новые технологии, безусловно, ведут к изменению роли и самих банков, которые стремятся стать не только мобильными, но и более персонализированными. Это также один из факторов того, что около трети дистанционных платежей осуществляется нами за жилищно-коммунальные услуги. В Ставропольском отделении Сбербанка уточняют тенденцию в цифрах: в январе - марте этого года за ЖКХ через сервисы банка заплачено около 3,6 млрд рублей, что на 20% больше аналогичного периода прошлого года. Более того, средний темп роста, который складывается на протяжении пяти месяцев текущего года, приближается к 125%.

«Такая популярность объясняется качественным сервисом и возможностью не только проводить сами платежи, а также в момент совершения операции передавать показания приборов учета коммунальных ресурсов, - говорит руководитель отдела платежных сервисов Ставропольского отделения ПАО Сбербанк Яна Татаркина. - Кроме того мы можем заботиться и о том, чтобы клиент не забывал о своих обязательствах и регулярных денежных заботах. Человек единожды подключает услугу автоплатежа, и банк по согласованию с ним будет самостоятельно списывать сумму задолженности в нужную дату. В целом по итогам минувшего квартала доля автоплатежа по услугам ЖКХ составляет 8%, а по всем видам платежей - почти 19%».

«ДИСТАНЦИЯ» - ЭТО ХОРОШО, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ ПРИЕМЛЕМО

Тем не менее столь динамичный переход на digital совершенно не означает, что за бортом остаются те, кто не может или пока не хочет пользоваться дистанционными сервисами. В данном случае Сбербанк как крупнейшая финансово-кредитная организация страны сохраняет социальную нагрузку - абсолютно все услуги можно получить в традиционных офисах, там же получить «живые» консультации специалистов. Статистика первого квартала такова: порядка 5% платежей пока совершается в «окнах» и 11% на устройствах самообслуживания.

В Ставропольском крае функционирует 311 внутренних структурных подразделений, и почти две трети из них (67,5%) действует в сельской местности. Также работает значительное количество устройств самообслуживания: сеть насчитывает более 1,7 тысячи банкоматов и информационно-платежных терминалов, включая 625 в сельских поселениях.

КАРТА СТАЛА НЕЗАМЕНИМОЙ

Отрицательная динамика банков по операциям снятия наличных денежных средств лишний раз подтверждает популяризацию использования безналичных расчетов. И на Ставрополье, в отличие, кстати, от соседних по округу республик, для этого создана необходимая инфраструктура. Так, только за последний год количество торговых точек с возможностью безналичного расчета выросло на 20%, уточняют в Ставропольском отделении Сбербанка. Его доля на рынке безналичных платежей составляет сегодня примерно 75%. При этом семь из десяти торговых терминалов в магазинах принадлежат Сбербанку.

Банк, как уже неоднократно писала «СП», активно подключается к социально значимым проектам - например, оплата проезда в общественном транспорте, оплата штрафов ГИБДД и т.д. Уже более 68 троллейбусов Ставрополя оснащены оборудованием для безналичной оплаты. И что важно, оплату можно совершить картой любого банка-эмитента.

В целом же картами Сбербанка пользуются около 1,9 млн жителей края, из которых на сегодняшний день 419 тысяч являются держателями карт платежной системы «МИР». Банком в полной мере проведена работа по обеспечению картами зарплатных клиентов-бюджетополучателей, в том числе студентов государственных вузов и военнослужащих.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Триумф дистанционных сервисов, или Банк в кармане»
Газета «Ставропольская правда»
20 июня 2018 года