06:26, 1 июня 2018 года

Горе и счастье женщины-пограничника Елены Заловой

Елена Залова, майор медицинской службы, в отставке немногим больше месяца. За ее плечами двадцать пять лет службы в погранвойсках. Мы часто говорим, что у нас жизнь тяжелая, и сетуем на судьбу. А у Елены жизнь разделилась на «до» и «после»: в один день она потеряла мужа и трех сыновей, а потом воскресла.

В Каспийском погранотряде в Дагестане Елена служила с 1994 года. Она с детства хотела стать врачом. Три года работала фельдшером в Пятигорске. Поступила в Ставропольский мединститут и познакомилась с будущим мужем. Андрей Швачев учился на педиатрическом факультете, а она - на лечебном. Они первыми из однокурсников поженились, первыми завели детей. На втором курсе родился сын Гена. А на пятом в семье появился еще один, Павлик.

В Ставропольский мединститут приехали представители воинских частей из Саратова. Они отбирали врачей, которые хотели бы стать военнослужащими. Лена не хотела быть военным врачом. Ее душа лежала к тихой спокойной работе участкового терапевта. А Андрей согласился. Елена была в замешательстве: где они будут жить, сможет ли она закончить интернатуру в Саратове, будет ли возможность устроиться на работу?

Человека всегда мучает страх перед новыми обстоятельствами. Начинаешь бояться, что неприветливый город встретит тебя мрачными людьми и незнакомыми улицами. Но Швачевы быстро обжились: появилась и квартира, и работа. Участковым врачом Елена Швачева проработала несколько лет. Особенно тяжело было, когда муж получил назначение в Забайкальский пограничный округ. Служил в Чите, потом в Даурии. Тогда в семье Швачевых родился третий сын, Олег. Но по имени его называть не любили. Ласковое прозвище придумала ему мама.

- Он сам на свое имя нечасто откликался, - сквозь грустную улыбку Елены пробиваются воспоминания. - Я всегда звала его Аленьким цветочком. Сокращенно - Алька.

Елена вышла из декрета, когда Альке исполнилось одиннадцать месяцев. Мама Лены, приехавшая из Пятигорска, помогала присматривать за детьми. А Лена неожиданно для себя стала думать о том, чтобы стать военным врачом. Она многому научилась в мирной жизни. Могла добираться к больным на телеге и даже пешком. Могла лечить и вылечивать.

В 1994 году Швачевы получили назначение в Каспийский погран-отряд. Первое время жили в медпункте. Потом освободилась трехкомнатная квартира.

Капитан медицинской службы Швачев за два года в Дагестане побывал в Первомайском, в Хунзахе, где шли бои, ездил и в Чечню, оказывал первую помощь раненым и отправлял их бортом в Каспийск, а там им уже помогала Елена.

Служба была тяжелой. Приходя домой, Лена не чувствовала ног от усталости. Но дома ее ждали дети. Павлик с новехонькой гитарой, которую подарил ему отец, Гена, с горящими глазами рассказывающий о занятиях боксом, и Алька.

- В такие моменты кажется, что семейное счастье непоколебимо, как стена, - говорит Елена.

В ее судьбе именно рухнувшие стены убили не только мужа и детей. Убили счастье. Ноябрь, 1996 год. Уже пережили и отплакали Буденновск, Кизляр… Но беда пришла в Каспийск. Я сама слишком далека от этих событий. В 96-м я только родилась. Скажу только, что, слушая рассказ моей героини, произошедшее представляла смутно. Я никогда не была замужем, и у меня нет детей. Может, кто-нибудь другой на моем месте сказал бы, что понимает горе Елены, но я не буду лукавить. Может быть, огромный огненный шар боли, который начал пылать у нее внутри, постепенно гаснет, я не знаю. Может быть, эта боль настолько пустила корни в ее сердце, что теперь ее оттуда никогда не вытащишь. Я не стану ничего говорить. Лена расскажет все сама.

- В ноябре я отправилась лечиться в Кисловодский госпиталь, - говорит она. - Андрей с детьми были на Кавминводах у родителей. Они должны были уезжать в Каспийск.

Будущее никому не в силах предсказать, но в тот вечер перед отъездом у Лены было тяжело на душе. Предчувствие чего-то страшного терзало ее. Она приехала на вокзал, обняла сыновей, поцеловала мужа. Оказалось, в последний раз.

Через неделю, 15 ноября, в Каспийске произошел теракт. Накануне Елена не могла найти себе места, пыталась дозвониться детям и мужу.

- Дети, как там мои дети… - перебирая фотографии, повторяла она.

Утром Елена узнала о взрыве и рванула домой. Ехала к родным как к живым. И только приехав, узнала, что вся ее семья под развалинами. Она кидалась к каждому обнаруженному телу. Она ждала и боялась того момента, когда тела начнут доставать. Погибли все.

Бабушка, мама Лены, осталась жива. Только ее комната не обвалилась. Женщина чуть не рухнула с высоты девятого этажа, пытаясь выйти в коридор. А обрушившийся подъезд забрал всех. Из четверых соседских детей удалось спасти только двоих. А Елена Швачева потеряла всю семью. В ту ночь погибли 68 человек, из них 21 ребенок.

Как Лена выжила? Ходила как в тумане, но потом стала полностью отдаваться работе. Что может помочь, когда переживаешь такое? Казалось бы, после потери любимого человека и детей Елена не смогла бы жить заново. Человек - не робот. Но внутри как будто что-то сломалось.

Спасение пришло как-то неожиданно. Хотя события, обладающие целебной силой, всегда случайны. Лена обрела новое дыхание и начала жить снова, после того как появился Андрей. Да, тоже Андрей.

Андрей Залов узнал о взрыве из новостей. Он служил в Грузии. Во многих погранотрядах собирали гуманитарную помощь для пострадавших после теракта в Каспийске. Андрей решил часть средств отправить женщине, которая потеряла всю семью. Деньги пошли на изготовление памятников на могилах детей и мужа. Лена хотела поблагодарить этих людей, но не знала их. Позднее ей сказали, что благодарить нужно полковника Залова, который не так давно перевелся в Каспийский отряд из Грузии. Так и произошло их знакомство. Друзья рассказывали Елене об Андрее много хорошего.

- Я не хотела выходить замуж во второй раз, - говорит она. - Долго не могла принять решения. А потом поняла, что раны в сердце может залечить только любовь. Любовь к мужу и детям.

Дети никогда не видели погибших братьев. Родных людей всегда хочется обнять. Братья прикоснулись к Павлику, Гене и Альке по-другому. Сергей взял в руки чудом уцелевшую при взрыве гитару Павлика. На гитаре играет и младший, Володя. Сергей, Саша и Вова с детства хотели стать защитниками Отечества. Сережа мечтал о службе пограничником, Саша «замахнулся» на генерала, а Володя меньше чем адмиралом быть не хотел. Сейчас Володя о море уже не грезит, хочет быть врачом. Саня готовится стать судмедэкспертом, а старший, Сергей, детской мечте изменять не собирается. Пойдет по стопам родителей.

Служба майора Заловой позади. Но жизнь продолжается. Горе и счастье постоянно спорили за право быть главным в ее душе. Лена говорит, что с рождением каждого ребенка в ее душе распускался цветок с красными лепестками - аленький.

«Аленький цветочек на руинах души»
Газета «Ставропольская правда»
1 июня 2018 года