В рамках IV Международного форума творческих союзов «Белая акация» в Кисловодском музее «Крепость» прошла фотовыставка «Мужество рождает надежду», в которой принял участие и лауреат Пулитцеровской премии (высшая награда в США для журналистов) Джеймс Хилл.

Фотокорреспондент The New York Times, лауреат Пулитцеровской премии Джеймс Хилл из Великобритании (справа) на встрече в Кисловодске

Фотокорреспондент The New York Times, лауреат Пулитцеровской премии Джеймс Хилл из Великобритании (справа) на встрече в Кисловодске

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

На мастер-классе Джеймса Хилла – и профессионалы, и любители

На мастер-классе Джеймса Хилла – и профессионалы, и любители

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Фотокорреспондент «Нью-Йорк Таймс» Джеймс Хилл из Великобритании (справа) рассказывал в Кисловодске о работе военкора

Фотокорреспондент «Нью-Йорк Таймс» Джеймс Хилл из Великобритании (справа) рассказывал в Кисловодске о работе военкора

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Эдуард Корниенко (в центре) на открытии выставки «Мужество рождает надежду» в Кисловодском музее-крепости

Эдуард Корниенко (в центре) на открытии выставки «Мужество рождает надежду» в Кисловодском музее-крепости

© Фото из архива Эдуарда КОРНИЕНКО

Работы фотографа «Ставропольской правды» Эдуарда Корниенко на выставке «Мужество рождает надежду» в Кисловодске

Работы фотографа «Ставропольской правды» Эдуарда Корниенко на выставке «Мужество рождает надежду» в Кисловодске

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

На фотовыставке «Мужество рождает надежду» в кисловодском музее «Крепость»

На фотовыставке «Мужество рождает надежду» в кисловодском музее «Крепость»

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Ему уже стукнул «полтинник». У его молодой красивой жены во Франции собственный замок с огромным бассейном. Любящий отец, он наслаждается общением с сыном и прелестной маленькой дочкой… Но однажды он всех расцеловывает и улетает в Лондон, где в холостяцкой квартире его ждут бронежилет, каска и все необходимое для выживания в экстремальных условиях. Это могут быть окопы в Афганистане, бой быков в Испании или поиски белых медведей в безлюдной российской Чукотке.

А все ради того, чтобы запечатлеть на фотопленку «жизнь на краю»… На краю земли, на грани жизни и смерти, на пределе человеческих сил. Именно преданность своему делу вкупе со своеобычным видением окружающего мира, а также готовность в любую минуту сняться с насиженного места и реально рисковать ради одного-единственного кадра и сделали из фотокорреспондента The New York Times Джеймса Хилла живого классика.

Фотокорреспондент The New York Times, лауреат Пулитцеровской премии Джеймс Хилл из Великобритании на встрече в Кисловодске

Фотокорреспондент The New York Times, лауреат Пулитцеровской премии Джеймс Хилл из Великобритании на встрече в Кисловодске

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

И вот в минувший понедельник по пути из Нью-Йорка в Москву лауреат множества престижных профессиональных наград приехал в Кисловодск, чтобы поделиться опытом с местными фотографами и дать мастер-класс фотосъемки на улицах, в парке и скверах города-курорта.

О том, как удалось заполучить такую знаменитость в провинцию, рассказал главный организатор фотовыставки председатель Ставропольского отделения Союза фотохудожников России Алексей Заморкин:

– На прошлогодней аналогичной выставке почетным гостем был известный фотохудожник и мой старый товарищ Игорь Мухин. Готовясь к нынешней «Белой акации», я попросил Игоря порекомендовать эксперта высокого класса и в то же время доступного. Он предложил Джеймса Хилла. Во-первых, потому что он действительно знаменитость. Во-вторых, Джеймс сейчас живет в Москве, следовательно, отпадают заморочки с визой. В-третьих, он сносно говорит по-русски. И, самое главное, Джеймс вполне адекватный человек, не страдающий звездной болезнью.

Фотокорреспондент «Нью-Йорк Таймс» Джеймс Хилл из Великобритании со ставропольскими фотографами пообщался в Кисловодске

Фотокорреспондент «Нью-Йорк Таймс» Джеймс Хилл из Великобритании со ставропольскими фотографами пообщался в Кисловодске

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Больше часа в большом зале музея «Крепость» Джеймс Хилл демонстрировал собравшимся профессионалам и любителям свои фотографии, подробно рассказывая, каков был замысел и как он его реализовал. Профессиональная учеба продолжилась в Круглой башне музея, где в двух залах разместили экспозиции 11 фотохудожников. Здесь Джеймс Хилл представил на суд общественности свое «Исследование о корриде. Дни Сан-Исидо» – визуальное воплощение замешанных на крови грации и страсти.

Мэтры фотожурналистики и фотоискусства Джеймс Хилл (слева) и Алексей Заморкин

Мэтры фотожурналистики и фотоискусства Джеймс Хилл (слева) и Алексей Заморкин

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Рядом разместил свою экспозицию другой не менее преданный фотоискусству мастер – сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Алексей Заморкин. Буквально пара шагов – и зритель с гремящей, ослепительно-яркой корриды попадает в черно-белую тишину православных храмов. В аннотации к серии фотографий автор написал: «Есть места, где по-другому слышны звуки, по-особенному преломляется свет. Где чувствуется жизнь и энергия в каждом предмете». А корреспонденту «СП» Алексей рассказал, что эта серия сложилась за тот десяток лет, что он путешествовал по святым местам в разных странах мира. Почему так долго?

– Выразить стремление людей найти себя в вере посредством текста или видео сравнительно просто. А вот через фотографию чрезвычайно сложно.

Игорь Кожевников (Ставрополь), Юрий Жванко (КМВ) на выставке «Мужество рождает надежду» ставропольского регионального отделения Союза фотохудожников в Кисловодске

Игорь Кожевников (Ставрополь), Юрий Жванко (КМВ) на выставке «Мужество рождает надежду» ставропольского регионального отделения Союза фотохудожников в Кисловодске

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

В этом же зале свое визуальное воплощение темы «Мужество рождает надежду» представил другой известный ставропольский фотограф, Игорь Кожевников. Пронзительный взгляд детских глаз поверх медицинской маски никого не оставляет равнодушным. И на другой фотографии, и на третьей… Эмоции, пробужденные серией этих черно-белых портретов, подпитывает предельно лаконичная аннотация: «В отделении гематологии и детской онкологии».

Фотокорреспондент «Ставропольской правды» Эдуард Корниенко представил на выставке две серии работ: «Поднимая железо» и «Повелители оружия»

Фотокорреспондент «Ставропольской правды» Эдуард Корниенко представил на выставке две серии работ: «Поднимая железо» и «Повелители оружия»

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Львиную долю второго зала Круглой башни занимают работы фотокорреспондента «Ставропольской правды» Эдуарда Корниенко. Экспозицию открывает снискавший много международных наград фоторепортаж с соревнования бодибилдеров. Вот как автор рассказывает о рождении этого шедевра:

– Все началось с портрета бодибилдера, который я назвал «Будда». Сосредотачиваясь, спортсмен закрыл глаза, и в этот момент я нажал кнопку затвора. Дубля не было, потому что в следующее мгновение он открыл глаза, и аура чего-то потустороннего пропала. Случайно возник и сизый оттенок снимка. Просто я снимал с ручными настройками экспозиции и взял баланс белого по стене. Увидев на экране монитора фотоаппарата результат, осознал, что получился неординарный снимок. Затем на этом «фотографическом драйве» я больше двух часов снимал соревнования и на сцене, и за кулисами.

Фоторепортаж Эдуарда Корниенко с соревнований бодибилдеров открывает портрет «Будда»

Фоторепортаж Эдуарда Корниенко с соревнований бодибилдеров открывает портрет «Будда»

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

С созданным за два часа фоторепортажем соседствует серия «Повелители оружия», которую Эдуард создавал с 2012 по 2017 год. Это подробный рассказ о жизни кадетов школы имени генерала Ермолова. Фотокорреспондент был с ребятами и в лесу, и на речке, и на рассвете, и в сумерках, и в зной, и в стужу. В результате получилось всеобъемлющее визуальное повествование о становлении характера будущих защитников Родины.

Фотоработы Э.Корниенко на выставке «Мужество рождает надежду» в Кисловодске

Фотоработы Э.Корниенко на выставке «Мужество рождает надежду» в Кисловодске

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

С фотографиями увенчанного лаврами Эдуарда Корниенко соседствует скромная черно-белая серия «Нет такого слова» начинающего фотохудожника из Ессентуков Александры Витушкиной. Сразу цепляет ее аннотация: «Человека, у которого нет родителей, называют сиротой. Есть слово, которое означает человека, лишившегося супруга, – вдовец. Но нет слова, которым можно назвать человека, лишившегося ребенка. Для этого страшного, неправильного и противоестественного явления нет названия». Она предпослана такому же неправильному и противоестественному портрету женщины, потерявшей ребенка. Со своей второй дочерью она сидит на подоконнике. Видны только ноги, а лица отражаются черными контурами на освещенном прямоугольнике пола.

Стипендиат министерства культуры Ставропольского края Александра Витушкина у своей фотосерии «Нет такого слова»

Стипендиат министерства культуры Ставропольского края Александра Витушкина у своей фотосерии «Нет такого слова»

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Щемит в груди и от фотоочерка Александры Витушкиной «Балерина в шкатулке». 25 лет «крошечная женщина» танцевала на сценах провинциальных театров по всей стране. Последние 12 лет – в Пятигорском краевом театре оперетты. После выхода на пенсию осталась жить в маленькой комнатке театрального общежития. Обустраивает быт, перебирает старые фотографии и афиши. Но духом не падает: учит детей танцевать, катается на велосипеде. Чрезвычайно лаконично, но явственно ее судьба отражена на снимке, где героиня в своей «шкатулке» вешает тюлевую занавеску. Лицо, руки и туловище словно в дымке. Из-под края занавески выступает только одна ступня с мозолистыми натруженными суставами.

– Александра Витушкина – это талантище, – утверждает Алексей Заморкин. – Таких, как она, надо «выдергивать». Иначе они зачахнут.

В этом году Александра получает стипендию для творческой молодежи от министерства культуры Ставропольского края. А что будет дальше?

– Я не очень-то умею зарабатывать. Но что-нибудь придумаем, – бодрится молодая фотохудожница.

Воистину, «мужество рождает надежду».

Николай БЛИЗНЮК