© Фото из архива А. Ростова

Уверена, в эти дни поклонники, друзья, товарищи по творческому цеху засыплют юбиляра поздравлениями и подарками. Коллектив «Ставропольской правды» никак не может остаться в стороне, ведь Александр Владимирович – любимец не только театральной публики, но и журналистов. Наверное, нет в Ставрополе газеты, журнала или телевизионного канала, где не заметили бы его таланта, не оценили бы работу мастера. А сегодняшний юбилей – это еще один прекрасный повод признаться в любви большому актеру.

Правда, в разговоре с журналистом «Ставрополки» именинник просил не концентрироваться на юбилее, потому что сам измеряет свою жизнь вовсе не прожитыми годами, а любовью зрителей, сыгранными ролями, теми театральными проектами, частью которых он стал.

© Фото из архива А. Ростова

– Понимаете, прожитые годы – это удавка для актера, помеха для творческого человека, – пояснил он. – Когда тебе немало лет, приходится тратить много сил на те вещи, которые не нравятся. С годами я стал понимать, что для меня настоящий праздник, когда есть хорошая роль, любимый зритель, дружная творческая команда. Если зритель приходит на мои спектакли, я счастлив. А юбилей не итог, потому что впереди еще много работы: всегда жду творческого вдохновения – это может быть неожиданный герой, не-ожиданная пьеса, неожиданная идея, которая возникнет в голове.

В творческом багаже Александра Ростова множество интересных и ярких ролей. И какие только образы на себя не пришлось примерить! Наверняка каждый театрал назовет с десяток спектаклей, которые украсили его герои. И сегодня у него немало творческих планов, интересных ролей и много мыслей по поводу того, каким должен быть настоящий театр… Театр никогда не умрет, потому что никогда не исчезнет стремление человека, сидящего в зале, общаться с человеком, стоящим на сцене, убежден Александр Владимирович.

– Наш Ставропольский краевой театр драмы имени Михаила Юрьевича Лермонтова входит в десятку лучших в России. Именно здесь живет русская классика и российская современная пьеса, звучит великий русский язык, здесь трудятся талантливые люди, сюда спешат думающие и неравнодушные зрители. Наш театр – это камертон, по которому настраивает душу весь край, – вдохновенно откликается он о месте служения. – Я уверен, что двери театров не закроются никогда, как не пройдет любовь человека к настоящей музыке или, например, живописи. Театр – это живое искусство, он моделирует реальную жизнь, заглядывает в душу человека, помогает разобраться в себе и окружающих. В театре живет истина, которая способна изменить каждого. Вот, например, в спектакле «Игра» по пьесе Ильи Сургучёва я исполняю роль директора казино – циничного, хитроумного, изобретательного человека, у которого некий Русский выигрывает крупную сумму денег. Я как хозяин заведения, естественно, начинаю плести изобретательную интригу, чтобы вернуть счастливчика в игорный зал и отыграть обратно капитал. Молниеносное падение и разоблачение моего героя превращаются в невероятную интригу. Вот что должно быть интересно!

© Фото из архива А. Ростова

Александр Ростов – актер высокого полета. Судьба не часто делала ему подарки, но настойчиво подталкивала к предначертанному свыше пути. Что мог знать о театре юный Саша, родившийся в рабочем городке Вичуга Ивановской области?.. Отец – мастер на ткацкой фабрике, мама – продавец. Однако в семье живет своя театральная легенда. Александр Владимирович вспоминал, что в тяжелые послевоенные годы бабушка, чтобы хоть как-то выжить, сдавала эвакуированным артистам из столичного театра комнатушку. Видимо, нечем было заняться гостям в маленьком городке, вот и взялись они образовывать детей – его маму с братом. С юными артистами разучивали эстрадные скетчи, сценки, стихи, юморески. Мама все это запомнила и спустя годы передала репертуар сыну Саше и дочери Оле.

– Как только мы научились говорить, началась яркая артистическая жизнь: в праздничные дни в доме собирались гости, мы с сестрой вставали на табуретки и разыгрывали смешные сценки. И, кстати, собирали бурю восторженных оваций, – рассказал артист. – Все сценки были посвящены конфликту сельского и городского жителя. Горожанин всегда был пошловато-развращенный, а человек из села почти идеальным. Не знаю почему, но мне доставались роли городских жителей. Например, была сценка: деревенская сестра Манька приезжает в город к брату Ваньке, который покинул малую родину несколько лет назад. И, как полагается, привозит ему посылку, а молодой парень прилюдно отказывается от гостинцев. Манька поет: «Привезла тебе я, Ванька, кафтанчик новенький совсем», а Ванька отвечает: «Что ты, Манька, одурела, буду ль я кафтан носить, если можно в магазине костюмчик новенький купить…».

© Фото из архива А. Ростова

И вот эта ситуация, разыгранная детьми, имела оглушительный успех, люди смеялись так, что даже падали со стульев. Потом было много конкурсов чтецов, и всегда Ростовы занимали первые места: когда-то первой оказывалась Оля, когда-то Саша. Их даже боялись приглашать на смотры, потому что знали, что будут лучшими.

Многие считают, Ростов – везунчик, которому всегда улыбается удача. Но это только «обложка». Сам Александр Владимирович убежден, что даже самый яркий талант не сможет проявиться без усилий. Он много трудится, кажется, у артиста в сутках не двадцать четыре часа, а тридцать или, может, сорок...

– Артист каждый вечер обречен выходить на сцену и голой рукой забивать гвозди. Вдохновение для него живительная сила свыше, которая наполняет каждую клетку тела и души. Но ведь не всегда эта благодать приходит, тогда начинаешь прибегать к неким известным приемам. Я как-то избрал способ, который теперь считаю ошибочным: думал, что каждый выход на сцену может оказаться последним, поэтому и играть нужно как в последний раз. Сегодня мной движет другая идея. Кумир моей юности гениальный артист Михаил Чехов говорил: каждый раз нужно влюбиться в зрительный зал. В чем это выражается? Я понимаю, что каждое мое слово, каждый вздох, движение руки будут расценены и восприняты людьми с любовью. Если я им даю любовь, то отвечают они тем же. В образном выражении это выглядит так: любимый сын рассказывает маме стихотворение, он видит любящие глаза, и ему не хочется подвести и разочаровать близкого человека. Любовь и есть момент неожиданного вдохновения.

Сложно уместить в одном человека все таланты Ростова: сегодня он востребованный артист, режиссер – сам ставит моноспектакли по произведениям, которые трогают душу, волнуют его сердце. Не каждый знает и то, что Ростов освоил десяток музыкальных инструментов! Как так получилось?

– Очень просто, – отвечает он. – Каждый период жизни дарил мне знакомство с тем или иным инструментом. В детстве у отца была гармошка, значит, в первую очередь была освоена она. А в одиннадцать лет я поступил в музыкальную школу по классу баяна – это был инструмент эпохи. Человек, покоривший нотную грамоту, автоматически становился самым модным. Это был момент славы и момент еще одного испытания… Однажды, взбунтовавшись, откровенно сказал музыкальному педагогу, что мне надоело играть этюды и гаммы. И мы стали учить русские народные песни. Буквально за несколько лет я собрал богатый репертуар, и меня, маленького мальчика, начали водить по праздникам и пирушкам.

© Фото из архива А. Ростова

Повзрослев, Александр Ростов поступил в Горьковское театральное училище. Он не оставил приемной комиссии ни одного шанса не одобрить его кандидатуру. Как сам говорит, вопреки ивановскому говору на «о» и неактерской внешности, ему удалось убедить профессионалов в своем таланте. А возможно, их поразило совсем другое...

– Почему человек, приезжающий из провинции, быстро занимает положение хозяина жизни? – размышляет он. – Потому что в чуждом городе он становится цепким и живучим. В моем случае история идентичная. Наверное, экзаменационная комиссия в жизни более нагловатого студента не видела: я пел, танцевал, играл для них на инструментах, садился на шпагат. Видимо, сочли, что из меня что-то выйдет… Приняли. Помню, когда я первый раз пришел на собеседование с мастерами курса, то те были в ужасе от моего говора и дали два месяца на исправление. Что тут можно сказать? Мне, провинциалу, терять было нечего, вот и вцепился в незнакомую театральную жизнь. Много занимался не только говором, но и внешним видом, который, скажем честно, был далек от театральных стандартов. В течение года вытягивал себя – висел на турнике, в итоге вырос на три сантиметра.

Горьковское театральное училище запомнилось Александру Ростову и прекрасным педагогическим составом, и невероятной дисциплиной – даже весьма талантливых студентов выгоняли за малейший проступок. Его чуть не постигла эта участь, когда преподавателю показалось, что студент явился на репетицию выпивши. Спасло только то, что юный гений был занят в главных ролях дипломных спектаклей.

На выпускника театрального училища Александра Ростова имели виды пять театров, так что была возможность выбирать. Однако решающим аргументом в пользу Ивановского театра музыкальной комедии стало то, что юная супруга артиста, студентка мединститута, училась именно в Иваново. Потом волею судьбы Ростов перешел в Костромской драматический театр. В начальном же творческом сезоне он получил первую премию в конкурсе молодых артистов. Позже по приглашению директора театра Евгения Ивановича Луганского переехал на работу в Ставрополь.

…Сегодня в таланте Александра Ростова нет никаких сомнений. Множество высоких званий и наград говорят о его исключительном мастерстве, которое не только было даровано свыше, но явилось результатом кропотливого труда. Но вовсе не это поддерживает творческий дух актера – намного важнее для него неизменная любовь и уважение публики, поддержка коллег. Как он сам заметил, пришло время, когда многое стало понятным и в жизни, и в профессии, вот только грустно, что биологических лет набежало немало, а вот душа осталась молодой…

Лусине ВАРДАНЯН

Любовь – момент неожиданного вдохновения / Газета «Ставропольская правда» / 23 мая 2018 г.