07:37, 13 апреля 2018 года

Турне одинокого путника по Таиланду

Прибытие в Таиланд для меня ознаменовалось потерей багажа, как будто утомительных перелетов с пересадками было недостаточно. Однако были в этом и плюсы: не нужно было тащиться через весь Бангкок с двумя рюкзаками. Особенно если учесть, что пешеходов в Таиланде не очень жалуют: тротуары - большая редкость. Поэтому местные такой экзотический вид спорта, как хождение пешком, практикуют только в крайнем случае. То ли дело русский турист. Ему все нипочем.

Достигнув хостела, а заодно и нирваны в местном душе, я отправился собственным ходом на изучение ближайших достопримечательностей, в том числе рынка. По тайским понятиям, это перекрытая широкая километровая улица, где с обеда располагаются отдельные торговцы, а к вечеру вырастает целый палаточный городок, манящий туристов вкусной и дешевой едой, сувенирами, одеждой...

Однажды там я стал свидетелем интересного эпизода. Ровно 18:00, в глубоких сумерках при свете уличных фонарей из динамиков, до этого вещавших какое-то местное радио, зазвучал тайский гимн. На пару минут человеческий муравейник из покупающих и продающих замер. Я буквально почувствовал себя в остановленной матрице. Все молчали, стояли практически не двигаясь. Но как только прозвучала последняя нота, жизнь снова закипела.

И здесь она казалась мне более настоящей, не приукрашенной специально для туристов, как в небольшой турпоездке, за которую я заплатил 1000 батов. Конечно, там я увидел те красоты, ради которых путешественники обычно сюда и отправляются, например, Белый храм. Словно тайская версия резиденции Деда Мороза (если б они знали, кто это такой), предстал передо мной храм-альбинос с традиционными для местной архитектуры шпилями, многоуровневыми крышами, изящной резьбой. Даже туалеты здесь похожи на маленькие замки императора, выполненные в золоте.

Осквернять такое совершенство казалось кощунством.

За 300 батов сверху в этой же поездке можно было попасть в деревню племени длинношеих женщин. Ощущения вызывает весьма неоднозначные: словно туристы приезжают в человеческий зоопарк посмотреть, как им улыбаются люди с золотыми кольцами вокруг шей.

Опиум для народа

Еще одно место, которое стоит посетить, но о котором не стоит распространяться на таможне, - музей опиума. Попасть в царство курительных трубок, гирек для взвешивания, плакатов и лейблов разных сортов зелья прежних времен можно за 50 батов. Дело в том, что именно в Таиланде почти до конца XX века местные крестьяне обеспечивали свое существование только за счет производства этого наркотика. Теперь же из легальных сувениров, выращенных на тайской земле, можно привезти чай. Например, из китайской деревни Ме Салонг. Если посмотреть на местность с горы, то видно, как неравно соотношение жилой части и сельскохозяйственной: слева простирались, словно прочесанные гребнем волосы, чайные поля, а справа несколько домиков теснились друг к другу.

Проходя мимо одного из них, я почувствовал интересный запах. В открытых воротах увидел работающего мужчину. Он закручивал мешочки с чайными листьями, клал их под вращающийся пресс, а затем высыпал содержимое в печь. И так повторяя цикл раз за разом. В другом помещении у него были рассыпаны на полу свежие листья. Видимо, это был первый этап подготовки чая на фабрике, а работа с печью - второй.

В соседнем доме молодые девушки расфасовывали по вакуумным пакетам уже готовый чай. Пробудив свой чайный аппетит, я пришел на рынок Ме Салонга и продегустировал около 20 сортов этого напитка, купил несколько и вернулся, обессиленный, в свой хостел только под ночь. Моей задачей было попробовать выспаться до 5.30, чтобы встретить рассвет на чайной плантации. Ведь именно тогда солнце, висящее над растениями, неповторимо запечатлевается на фотографии. Я успел сделать несколько снимков, напоминающих открытки, прежде чем на плантацию стали подтягиваться труженики чайной индустрии.

Любовь по-тайски

Однако если расспрашивать о стереотипах, закрепленных за странами, то у немногих Таиланд вызовет ассоциацию с чаем. Скорее, можно услышать про массаж и... транссексуалов. Что ж, не буду говорить, что этого я не встречал. Как-то по пути из магазина к временному пристанищу я услышал гул скутера и оклик: «Хей, миста!». На двухколесном сидела не вполне обычная дама. Повернул я в свой переулок к хостелу, и она развернулась с центральной улицы прямо за мной. Обогнала, развернулась снова, подъехала спереди, заблокировав проход, и медленно поправила волосы одной рукой. После чего задала провокационный вопрос: «Ду ю вонт ми, миста?». Я, стараясь не слишком ранить ее чувства, пробормотал: «Ноу, сенкс». В ответ она что-то фыркнула и дала по газам…

Бабушки - они и в Таиланде бабушки

Такие же настойчивые, как и жрицы любви в Таиланде, только бабушки. В одном из многих поездов, в которых мне пришлось побывать, напротив меня сидела женщина в возрасте и предлагала угощения: какие-то вафли, лапшу с курицей...

Я вежливо отказывался, на что она жаловалась подруге, сидящей через проход.

Кстати, желание накормить и вообще чем-то помочь - местная черта... Однажды рядом со мной остановился молодой таец на мопеде и кивнул головой, дескать, садись. Я попытался отказаться, но паренек был настойчив. Ничего не оставалось, как принять предложение. Мы проехали в общем не очень много, когда мой рулевой остановил «коня» и стал беседовать со знакомым. Подумал я, что водитель подвез, пока ему было по пути, а далее мне следует продолжить путь самостоятельно. Так я и поступил: поблагодарил «таксиста», двинулся вперед. Через 100 - 200 метров этот парнишка догнал меня и сделал знак садиться. С фразой «Найт базар» он повез меня дальше. Но уже перед выездом на одну из центральных улиц натыкаемся на полицейскую облаву. В Таиланде они часты. Останавливают всех мотоциклистов без шлемов. Парень был в шлеме, а вот я - нет.

Стало жутко неловко, когда господин полицейский взял права парня, грозно поглядывая в мою сторону. Водитель что-то тараторил по-тайски полицейскому, тот в ответ мотал головой… Права у тайца забрали и велели оплатить штраф в 500 батов на соседней улице. Эх, я бы, конечно, бесплатно дошел пешком, но оставлять незадачливого извозчика наедине со штрафом было неправильно. Я предложил ему компенсировать ущерб, на что получил железный отказ.

На соседней улице в тени под деревом стоял стол, за которым сидел другой господин полицейский, принимающий штрафы. Парнишка и с этим полицейским побеседовал пару минут, потом вновь посадил меня на мопед, и мы поехали дальше по маршруту. Когда он довез меня до нужного места, я опять попытался дать ему денег, на что он просто посмеялся и поехал дальше по своим тайским делам.

Назад, в прошлое

Именно такая уверенность у меня была по возвращении в Россию в декабре. Знаю, многие туристы, которых зовут «зимовщиками», переживают холодное время года в дешевых для жизни азиатских странах, но на моей работе такого долгого отсутствия не оценили бы. Поэтому только воспоминания о добрых тайцах, прожаренных солнцем пляжах, экзотических фруктах и бесконечных буддистских храмах согревали меня на родной земле, покрытой снегом, на которую я наконец после двух недель поездки ступил неприлично загорелым и совершенно позабывшим о суровости русских зим...

«Турне одинокого путника по Таиланду»
Газета «Ставропольская правда»
13 апреля 2018 года