Финансовая удавка жмёт: неналоговые платежи достигли триллиона рублей
О том, как эти новации могут отразиться на бизнесе, - комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.
- Я, как и любой другой бизнесмен, очень настороженно отношусь к планам Правительства РФ, если они касаются налогов и сборов, - говорит Роман Савичев. - Ведь, к сожалению, часто в итоге мы получаем не ослабление финансовой узды, а новые способы «отъема денег». И когда, принимая закон, власти говорят «а дальше жизнь покажет», я вспоминаю любимое изречение автомехаников и патологоанатомов - «вскрытие покажет». Очень хочется, чтобы эксперименты, касающиеся бизнеса, не кончались вскрытием почивших предприятий…
Сама идея о включении в НК платежей и сборов, имеющих признаки налогов, уже давно витает в воздухе - около трех лет. На этом поле ломают копья Минфин и Минэк, споря по поводу того, нужно ли в НК вносить отдельной главой неналоговые платежи (если да, то какие) или же регулировать их все новым законом. В спорах уже пропущены сроки: президент поручил Правительству РФ внести в парламент законопроект по регулированию неналоговых платежей до 15 декабря 2017 года. На дворе уже апрель 2018-го…
Сам законопроект готов, он называется «О регулировании отдельных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «гуляет» в кабинетах Правительства РФ с сентября 2017 года, что вызывает определенное раздражение у бизнеса, в первую очередь крупного и среднего, желающего получить «правила игры». Дело в том, что сейчас в нашей стране действует более 30 видов неналоговых платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. Общий «вес» таких платежей, по данным Торгово-промышленной палаты РФ, в 2017 году существенно превысил 1 триллион рублей, приблизившись к стоимости одного процента внутреннего валового продукта. Есть от чего тревожиться. А ведь помимо этих платежей бизнес обязан платить полноценные налоги и взносы во внебюджетные фонды.
Названный законопроект Правительство РФ все-таки обещает внести в парламент в весеннюю сессию нынешнего года. Идея его в том, чтобы создать единый реестр неналоговых платежей, определить порядок уплаты и плательщиков. А пока таковой реестр не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ. Неналоговые платежи являются сегодня одним из основных источников роста нагрузки как раз-таки потому, что их очень легко вводить и повышать. И закрепление их предельного размера, что следует из законопроекта, положительно скажется на деловом климате. Перечни обязательных платежей - федерального, регионального и местного уровней - должны быть утверждены до 1 января 2019 года.
Такова в общих чертах цель законопроекта, однако финансовый кризис и желание гарантированно регулировать поступление денег в бюджет сподвигло власти (это предложение Минфина) выделить из общей массы неналоговых платежей шесть самых крупных по собираемости, чтобы включить их в Налоговый кодекс. Это утилизационный сбор, который, по данным Федерального казначейства, составил в 2017 году 205,9 млрд рублей, четыре платежа помельче - плата за негативное воздействие на окружающую среду (14,2 млрд), экологический сбор (1,3 млрд), отчисления операторов связи (13,8 млрд), сборы в систему «Платон» (19,8 млрд) и курортный сбор, цифры по которому нет, поскольку он будет запущен в мае этого года.
Включение этих сборов в НК будет означать их передачу в ведение налоговой службы, что, по мысли исполнительной власти, повысит невысокую ныне платежную дисциплину. Например, экологический сбор должен был дать в прошлом году 6,5 млрд рублей, а удалось собрать, как сказано выше, 1,3 млрд, то есть менее четверти. Видимо, у Росприроднадзора, который собирает эти деньги с предприятий, сил и влияния меньше, чем у налоговой службы, которая действует более жесткими способами: чуть что не так, просто блокирует банковские счета провинившегося бизнесмена. И как тут не вспомнить, что, после того как оплату взносов в социальные фонды стала взимать налоговая служба, а не ПФР и ФСС, собираемость выросла на 10-15%. В общем, введение шести названных выше неналоговых платежей в НК предполагает более серьезный контроль за исполнением обязательств. И это, понятно, не нравится предпринимателям - из-за неизбежного усиления ответственности за нарушения, вплоть до уголовной.
И все же, если в результате реализации законопроекта о регулировании неналоговых сборов мы получим, как обещает Правительство РФ, более прозрачные и прогнозируемые платежи, это будет безусловный плюс для бизнеса.
4 апреля 2018 года