© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Павел Рыженко окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, затем – Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова, преподавал в Российской академии живописи. В 2007 году он начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров панорамного искусства.

Здесь, в экспозиционном пространстве, поселилась полная гармония: когда высокое духовное содержание сочетается с прекрасным художественным исполнением, не почувствовать этого невозможно. Эпические картины рассказывают о судьбе страны, о самом художнике, который, к сожалению умер в 44 года. Еще одной отличительной особенностью работ стал их большой формат (до четырех метров!), благодаря чему запечатленные сюжеты оживают, становятся частью сегодняшней жизни.

Павел Рыженко считается одним из ярчайших представителей современной русской живописи в направлении классического русского реализма. Главная тема его творчества – духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события. Началом череды полотен с историческими сюжетами стала его дипломная работа «Калка» (она есть на выставке): события, изображенные на полотне, относятся к XIII веку, когда из-за раздробленности, непреклонной гордыни и тщеславия князей была разбита по частям русская рать, а оставленные в живых раненые воины были брошены под… настилы для пирующих. На картине изображен кульминационный момент, когда могучий спутанный паутиной веревок, словно страстями и грехами, христианский князь осознает свою ужасную ошибку и ее последствия.

Рассказывая о битве на Куликовом поле, которая произошла между объединенными русскими войсками и войсками Золотой Орды в 1380 году, историки обязательно упоминают о воинах Пересвете и Челубее. Об этом другая картина Павла Рыженко, «Молитва Пересвета», пожалуй, одна из самых завораживающих. На плечи сосредоточенного богатыря накинут плащ, а в руке то самое копье, которое вскоре пронзит Челубея. Позже посетители выставки узнают, что художник 26 раз переписывал лицо героя, добиваясь необходимой сосредоточенности. Но этот сюжет – один из многих в живописи Рыженко, так же как и в истории нашей страны. Его живопись – это еще и череда портретов царей, князей, святых, батальные сцены, собирательные образы воинов.

Размышления об историческом прошлом своей Родины приводят художника к поиску духовных основ, поэтому в творчество органично вошла религиозная тема. В многофигурных полотнах главные герои - защитники. Защитники – воины, защитники веры – князь Александр Невский, святые подвижники – Сергий Радонежский, Иоанн Богослов.

Незадолго до смерти Павел Рыженко в одном из интервью сказал: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый электорат, а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, «мишурной» культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия... Хочется видеть Россию сильной и свободной от греха».

Открывая выставку, президент форума «Золотой Витязь» Николай Бурляев сказал:

– Ведь когда мы затевали привезти в Ставрополь картины, это было так трудно, не знали, получится ли... Получилось! Сейчас идет самый главный бой – за душу человека, а поле битвы – сердце. Людей обманывают, выдавая им за искусство то, что таковым не является. Поэтому, когда выставляются такие мастера, нельзя оставаться равнодушным. Я хочу, чтобы каждый любил Россию так же преданно, как ее любил Павел Рыженко.

Первые десять дней работы экспозиции вдохновенные экскурсии вела вдова художника Анастасия Рыженко. Быстро по городу прошла новость, что в музее происходит что-то не-обычное. На такие встречи приходили люди разных возрастов, и взрослые, и дети, и целыми группами, и семьями. Так интересно было наблюдать, когда школьники с равнодушными лицами заходили в музей и буквально преображались, охваченные магией чистого неподдельного искусства. На открытии экспозиции Анастасия Рыженко рассказала, какой подвижнической жизнью жил художник, как важно было ему восстановить историческую справедливость, показать Россию сильной и самодостаточной.

– Меня переполняет чувство восхищения, радости, а также благодарности по отношению к организаторам. Сегодня в музее будто поселился дух имперской России, – начала она. – Я постараюсь для вас провести столько экскурсий, сколько это возможно. Могу сказать, что сегодня мечта Павла воплотилась, потому что он жил, как воин, и для него служение Отечеству было главным смыслом жизни, а живопись – способом исповеди на холсте. Художник начал огромную тему, которую вел до последнего дня своей жизни, – тему русской истории, судьбы человека.

Значимость и актуальность выставки творческого наследия Павла Рыженко подчеркнули министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева, директор изомузея Зоя Белая, руководитель отдела по культуре Ставропольской и Невинномысской епархии отец Михаил Моздор.

– Выставка поражает не только своим масштабом, но и содержанием, – заметила Татьяна Лихачева. – Не каждый зал примет такую экспозицию. Зал музея в этом отношении счастливый.

…Признаюсь, на этой выставке я была три раза – сразу сложно оценить всю глубину представленного материала. Но потом поняла: автор не только показывает историческое прошлое русского народа, но и просит каждого из нас взглянуть на себя, на свою жизнь поглубже и построже.

Лусине ВАРДАНЯН

История России – жизнь художника / Газета «Ставропольская правда» / 21 марта 2018 г.