Деньги собственников на капремонт двух многоэтажек «затерялись» по вине управляющих компаний
К общему знаменателю свести интересы собственников жилья, управляющих компаний и поставщиков ресурсов крайне сложно: находится компромисс по одному вопросу - обязательно обостряется другой.
«И так по кругу», – заметил губернатор Владимир Владимиров, под чьим председательством в правительстве прошло очередное заседание общественного совета по ЖКХ. По его словам, высокие счета за жилищные и коммунальные услуги хронически остаются главным объектом жалоб населения. Люди постоянно приходят с платежками, где порой необъяснимо вырастают суммы за тепло или воду, посетовал глава края. А некоторые и вовсе не могут найти свои деньги, когда меняется (или еще хуже - банкротится) управляющая компания.
Действительно, неграмотные договоры управления домами, завышенные сметы ремонтных работ, непрозрачные начисления, двойные платежки, некачественные коммунальные услуги, запущенность общедомового имущества — вот те вопросы, которые не иссякают в обращениях ставропольцев, рассказала глава регионального центра общественной организации «ЖКХ-Контроль» Алла Седых. Много частных случаев, конечно, удается так или иначе разрешить, но вместе с тем остаются системные проблемы. В том числе из-за дыр или противоречивых норм в законодательстве, с чем на краевом уровне ни чиновникам, ни общественникам одномоментно не справиться. Примеров много. Так, в «рабстве» часто оказываются жители ставропольских новостроек: такие дома, как правило, попадают в управление организаций, аффилированных с застройщиком. В итоге это делает практически невозможным устранение недоделок в рамках гарантийных обязательств застройщика. Формально правы все, а на деле страдают люди.
В некоторых случаях заминкой становится полное отсутствие санкций за нарушения. К примеру, управляющая компания не имеет права держать на своих счетах деньги собственников, собранные на капремонт и накапливаемые ими на специальном счете. Тем не менее наказание для управляющих компаний за задержку перечисления вообще не предусмотрено, чем они и пользуются. «Такие пробелы в законодательстве приводят к тому, что недобросовестные УК распоряжаются этими денежными средствами по своему усмотрению – оплачивают проведение текущего ремонта, задолженности и штрафы, – пояснила А. Седых. – В то же время по закону, если собираемость взносов на спецсчете менее 50 процентов, дом автоматически переводится в «общий котел» – к региональному оператору, который не видит, что люди ранее заплатили деньги, и логично выставляет им повторные счета на оплату. А, кстати, в случае банкротства управляющей компании собранные средства просто потеряются».
То, что такие проблемы стали появляться, подтвердил и начальник краевого управления по строительному и жилищному надзору Анатолий Савченко. На Ставрополье уже зафиксировано два случая, когда ремонтные деньги, которые по вине управляющих компаний так и не попали на спецсчета, вернуть не удалось: в одном случае это двести тысяч рублей, в другом – четыреста тысяч. Сейчас с этим разбираются правоохранительные органы. «Надо эту кормушку закрывать», – жестко отреагировал губернатор. Он в очередной раз поручил представить ему предложения по поводу того, каким образом может быть организован финансовый аудит работы управляющих компаний. Хотя бы в тех случаях, когда граждане обращаются с жалобами, подозревая, что их деньги где-то зависли или вовсе пропали.
Впрочем, надо сказать и о другой стороне медали. Управляющие компании уже давно воспринимаются как алчные монстры (хотя есть и те, что довольно ответственно выполняют свою работу), но набирает обороты и такое опасное явление, как потребительский терроризм. Появилось много людей, засыпающих коммунальщиков и ведомства необоснованными жалобами. Не добившись желаемой реакции, сутяжники направляются в суд. Как прозвучало на заседании общественного совета, цель у таких жалобщиков обычно одна – не платить по своим долгам. И пока они пытаются избавиться от собственных обязательств, например, по оплате коммуналки, вовлеченные в этот круговорот управляющие компании и ТСЖ тратят время и денежные ресурсы на бесконечные разбирательства.
Общественники посетовали на то, что Интернет сейчас пестрит консультациями псевдоэкспертов, внушающих населению, что за коммунальные и жилищные услуги, а также за капремонт можно не платить. В частности, некоторые заявляют, что коммунальные ресурсы на самом деле оплачивает государство в виде неких трансферов управляющим и ресурсоснабжающим организациям. А вот еще более абсурдное: штрихкоды на платежных документах имеют иностранное происхождение, поэтому, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, граждане переводят деньги за границу, способствуя развитию мошенничества...
«К сожалению, не вижу лекарства от этого», – ответил В. Владимиров, отметив, что законодательно решить подобные вопросы невозможно. Но пресекать, по его словам, такую «активность» нужно. В том числе и за счет просвещения потребителей, которые должны понимать, за что и кому именно они платят.
Собственно, вывод по итогам жаркого двухчасового разговора напрашивается один. Эффективное управление многоквартирным домом возможно, только если каждая сторона знает не только свои права, но и обязанности, если собственники и управляющая компания действительно ладят и едины в желании обеспечить комфортное и безопасное проживание в доме. А в таких домах жильцы помнят, что именно они несут бремя расходов на содержание общего имущества. Тогда как и управляющая компания не забывает, что ее выбрали для оказания определенных услуг хорошего качества. Жаль, что картинка из разряда идеальных…
21 марта 2018 года

Тайны мироздания раскрывает фотохудожник из Кисловодска Валентин Айвазов
Банк России получил более 260 обращений ставропольцев о мошенниках в 2024 году

Большие перемены к лучшему

На Ставрополье активно развиваются социальные практики для старшего поколения

Долгожитель из Апанасенковского округа рассказал о войне и мирной жизни
