© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Открывая программу, президент «Золотого Витязя» народный артист России Николай Бурляев сказал: «Мы не в первый раз привозим на Ставрополье творческие коллективы, покорившие страну и мир. В 2016 году, к примеру, сюда приезжали Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством народного артиста СССР Владимира Федосеева, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. В этом году свое искусство жителям края показали несколько музыкальных коллективов, среди которых особое место занимают два хора.

Первым на сцену вышел Государственный хор МЧС России, правда, в камерном составе – 13 офицеров МЧС, но как они звучали! Мощное и сильное исполнение «Молитвы о Руси» Чайковского захватило весь переполненный зал филармонии. А потом зрители пели вместе с хором такие известные и мелодичные произведения, как «Россия», «Гляжу в озера синие» из сериала «Тени исчезают в полдень», русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку». Включили в свою программу хористы – специально для Ставропольского края – народные казачьи песни, которые казаки пели, уходя в поход. Особенно восторженно принимали зрители песню «Когда мы были на войне», в которой солировал руководитель хора Георгий Сафонов, и знаменитый казачий романс «Не для меня придет весна». И не раз яркое исполнение этих произведений прерывалось криками «Браво!».

А потом последовал исторический блок концерта, в который вошли старинная русская песня – еще 1812 года – «Солдатушки, бравы ребятушки», песня времен Первой мировой войны, сочиненная в эмигрантской среде, – «Последний нонешний денечек», баллада о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». И совсем уже «добила» ставропольцев «Легенда о 12 разбойниках и атамане Кудеяре». Мощный бас солиста хора, лауреата международных конкурсов Ивана Никитина был слышен, наверное, даже на проспекте Карла Маркса. А после знаменитой «Калинки» люди стоя провожали хористов.

Государственный хор МЧС России был создан в стенах Института культуры МЧС в ноябре 2015 года по инициативе главы ведомства Владимира Пучкова и директора института Николая Бурляева. Художественным руководителем и главным хормейстером стал регент известного Патриаршего мужского хора Данилова монастыря Георгий Сафонов. В коллектив вошли сотрудники Академии ГПС МЧС России, Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», Главного управления МЧС России по городу Москве и приглашенные артисты. Ну а боевым крещением стало ответственное выступление в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в декабре 2015 года. Сегодня у хора очень разнообразный репертуар: произведения русской и зарубежной классической музыки, русских и советских композиторов, песни народов мира, гимны, патриотические песни, православные молитвы.

И это совсем не случайно, ведь хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю, чуть ли не тысячелетнюю историю. Еще в Древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором. До начала письменной нотной фиксации хоровая культура развивалась в России как устная традиция. Появление же профессионального хорового пения связано с церковно-певческой манерой в период Московской Руси. Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них, к слову, ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла. Наряду с государевыми певчими с конца XVI столетия существует хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора. При Петре Первом организуется придворный хор, который кроме придворной службы участвовал в пышных увеселениях и оперных постановках.

Позже появляются частные хоры и хоровые коллективы в учебных заведениях. Именно русские народные песни дали толчок хоровому творчеству композиторов Д. Бортнянского, М. Березовского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Русская и советская хоровая культура продолжила свое развитие и в XX веке. Хорошо известны как академические, так и народные профессиональные хоровые коллективы типа хора имени М. Пятницкого, Сибирского хора и других. В конце 90-х годов прошлого века хоровая музыка в России стала менее популярной. Как говорится, было не до того. Но сейчас состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций русского певческого искусства.

Вернемся, однако, в старинный зал краевой филармонии, где Н. Бурляев представлял коллектив, которому в нынешнем году исполняется 95 лет. И вот уже 22 года хором Московской консерватории, этой «лабораторией, воспитывающей русскую дирижерско-хоровую школу», руководит выдающийся мастер, заведующий кафедрой хорового дирижирования, заслуженный деятель искусств РФ профессор Станислав Калинин. Он привез на Ставрополье 45 юных артистов – юношей и девушек, которые в будущем наверняка продолжат в стране дело русского хорового дирижирования.

До краевого центра хор побывал также в рамках «Золотого Витязя» на Кавминводах. И, конечно, студентов с восторгом встречали их сверстники из Минераловодского музыкального колледжа имени В.И. Сафонова. Тем более что и колледж, и Московскую консерваторию связывает это имя: Василий Сафонов, уроженец Кисловодска, был знаменитым пианистом, дирижером, директором Московской консерватории, создателем кисловодского Курзала.

В концерте проникновенно звучали духовные сочинения Сергея Рахманинова, Николая Голованова, Георгия Свиридова. Исполнял хор и произведения современных российских композиторов: два номера – «Дорога» и «Вечерняя музыка» – из симфонии-действа «Перезвоны» Валерия Гаврилина, сюиту из песен разных лет Андрея Эшпая, песни Арно Бабаджаняна. Студент пятого курса консерватории Роман Морозов выступил в роли автора и дирижера своего опуса «Русские напевы».

Завершился хоровой концерт песней Колмановского «Я люблю тебя, жизнь», которую запел и вставший в едином порыве зал. Руководителям коллективов вручили цветы от губернатора края, а протоиерей Владимир Сафонов подарил им от владыки Кирилла образы Святителя Николая и Казанской Богородицы. И грянула в исполнении двух хоров «Многая лета».

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Хоровое великолепие / Газета «Ставропольская правда» / 20 марта 2018 г.