«У меня неприятности. Срочно переведи деньги», «Ошибочно зачислила на ваш телефон 100 рублей. Верните, пожалуйста!». Кто из нас не получал таких СМС? Все получали. А некоторые даже ловились на удочку мошенников.

А тут у них еще одна мода пошла, взломают аккаунт в соцсетях и от имени владельца пишут жалобные и такие же мошеннические сообщения. И такие наглые.

Чаще всего злоумышленники от имени человека, страницу которого взломали, пишут его «френдам», что «остались без связи» и просят перевести деньги на мобильный телефон. Как правило, речь идет о небольшой сумме. Но сообщения рассылаются всем друзьям, количество которых доходит до нескольких сотен или даже тысяч.

И вот наш пример. Сидит моя коллега, назовем ее Наталья, на работе. Но «ВКонтакте» краем глаза поглядывает. Несовершеннолетняя дочь, пусть ее зовут Александра, учится в далеком заснеженном городе, вот и неспокойно материнскому сердцу. Вдруг приходит сообщение от дочери в «Одноклассниках»:

«Займи 10 тысяч до понедельника. Потом все объясню...».

Мама спокойна, как айсберг. У них с дочкой отношения подружек, старшей и младшей. Принято сначала объяснять, а потом просить. Пишет лжедочери: «Нет вопросов. А как передать?»

Та отвечает: «На карту перечисли» – и выдает номер карты в одном из самых солидных банков России.

Мама связывается с дочерью через «ВКонтакте». И одновременно пишет мошеннице в «Одноклассниках»: «Ты что, забыла, что я карточками не пользуюсь?»

Ответ: «Ой, прости, тогда перечисли на телефон через «Связной».

Наталья, которая до сего момента просто развлекалась, офонарела от такой наглости: «Мне что, еще и проценты платить за перевод?».

Пока мошенница думала, как поступить дальше, мама с дочкой уже все выяснили. Страничку девочки в «Одноклассниках» взломали, и друзья, подруги и просто знакомые Александры получили это сообщение. Молодежь у нас продвинутая, с мошенницей в разговор вступать не стали, а принялись звонить Саше, чтобы узнать, что у нее случилось. Она так обрадовалась: оказывается, так много друзей обеспокоены…

Минут через 20 пароль на страничке был сменен. И мошенничество погибло, не успев развиться.

У этой истории счастливый конец.

А могло быть и по-другому. Года полтора назад у моей другой коллеги, только что пришедшей к нам на работу после окончания университета, назовем ее Таней, также взломали страничку в соцсетях. Разослали просьбу о двух или трех тысячах «помощи». Она и опомниться не успела, как одна из ее подруг сначала перечислила деньги, а потом позвонила, чтобы узнать, что случилось. Так бедную Таню с полгода вызывали в полицию, видимо, подозревая ее в организации мошенничества.

Рекомендаций, что делать в таких ситуациях, к сожалению, на сайтах правоохранительных ведомств Ставрополья я не нашла. Поэтому воспользуемся рекомендациями сайта Pikabu, на мой взгляд, вполне разумными.

Итак, если кто-то из ваших друзей в социальной сети просит прислать ему деньги, это должно вызвать разумное подозрение. А делать надо следующее.

Человеку, которого попросили «помочь»:

1) позвонить просителю (если есть возможность);

2) если нет возможности позвонить, то спросить его в переписке о том, что знаете только вы (пример, как зовут хомячка двоюродной бабушки);

3) обязательно делать скриншот переписки;

4) только после того, как человек ответит на все вопросы или снимет трубку и скажет: «Да, мне действительно нужна помощь», можно ему помочь!

Человеку, которого «взломали» (рекомендации даны для «ВКонтакте», у меня нет аккаунта в соцсетях, поэтому я не знаю, насколько они актуальны для других социальных сетей):

1) зайти в «Мои настройки», нажать на вкладку «Безопасность» и нажать на «Завершить все сеансы»;

2) написать в статусе: «Меня взломали» или что-то вроде этого;

3) сменить пароль;

4) если в истории сохранились переписки мошенника с друзьями, то в каждое сообщение написать «Меня взломали, денег не высылать!»;

5) если страница не привязана к телефону, то привязать.

«Развод» со взломом / Газета «Ставропольская правда» / 14 марта 2018 г.