Новый генплан Кисловодска представили на заседании Общественной палаты
Председатель ОП СК Николай Кашурин отметил, что главный казус, который ведет к ошибочным решениям в отношении курорта федерального значения, кроется в том, что его проблемами занимается исключительно экономический блок.
- Во главу угла ставятся деньги и возможность заработать на регионе КМВ. Но санаторное лечение и профилактика, а также экология региона - это глубоко социальные вопросы, деньги на них не заработаешь. И решать их должно не министерство экономического развития, а в первую очередь минздрав, министерство труда и соцзащиты, министерство экологии.
Принципиально неверный подход чиновников к решению проблем КМВ, по мнению Николая Кашурина, характеризует и тот факт, что даже называют эту зону все чаще туристско-рекреационной, а не бальнеологической.
- Да, у нас есть там и культурно-исторические, архитектурные памятники, и водопады, горы, куда можно вывозить туристов. Но туризм вторичен, нельзя его развивать, уничтожая лечебную базу. Нельзя так смещать акценты. Например, питейные заведения и ночные клубы, торговые ряды вполне вписываются в понятие туризма и рекреации, но плохо сочетаются с курортным лечением. Не говоря уже о том, какую дополнительную нагрузку на экологию дает весь подобный бизнес, расположенный в первой и второй курортных зонах, там, где находится место зарождения минеральной воды. Особенно если учесть, что заведения такого бизнеса сплошь и рядом построены с нарушением строительных и санитарных норм.
Кроме того, оперативного решения требуют вопросы поддержания в надлежащем состоянии нарзанопроводов и скважин. Сегодня срочной реконструкции требуют десятки нарзанопроводов. В регионе, по разным данным, насчитывается от 15 до 20 аварийных скважин глубиной от 70 до 3 тысяч метров. Неудовлетворительно и состояние десятки лет не ремонтировавшихся инженерных сетей. В некоторых населенных пунктах курортного региона до сих пор нет систем канализации и водоотведения. Кроме того, за годы после развала СССР на регион многократно усилилась антропогенная и техногенная нагрузка.
Чего удалось добиться общественникам, так это блокировки проекта федерального закона, который предполагал, по сути, рейдерский захват - передачу всей санаторно-курортной инфраструктуры в частные руки, причем бесплатно и с правом использовать как угодно без каких-либо ограничений. Планировалось также «забыть» такое понятие, как санаторно-курортные зоны и их границы. Причем закон планировалось «пропихнуть» тихой сапой, без привлечения внимания общественности, поставив всех перед фактом.
- Сейчас нам говорят: да вы просто неправильно все поняли, мы не это имели в виду. Но документы-то сохранились, - рассказал Николай Кашурин.
Теперь, когда удалось выйти с проблемой на федеральный уровень - в ОП РФ, Совет Федерации, опасность, можно сказать миновала. Предстоит разработать новый законопроект, который учтет все аспекты проблемы и прежде всего социальную значимость наших курортов для всей страны.
Кроме того, в Кисловодске впервые появился генплан, в котором сделана попытка максимально учесть вопросы сбережения оздоровительного потенциала курортного города. В том числе впервые поставлен вопрос о санитарной нагрузке на курорт и допустимом количестве жителей. Для города в имеющихся границах 135 тысяч жителей - это предел, который давно и безоглядно превышен неконтролируемой миграцией. Поэтому, согласно генплану, необходимо расширить границы города за счет прилегающих территорий и вести жилую застройку в этой зоне, постепенно переселяя туда жителей. Причем в нарушение имеющегося федерального законодательства жилые дома успели возвести даже в первой и второй курортных зонах, что недопустимо.
Кроме того запланировано озеленение и расширение лесопаркового пояса Кисловодска и снижение транспортной нагрузки путем ограничения въезда автотранспорта в город и его курортные зоны, а также приобретение экологически чистого общественного транспорта.
Также в ходе совещания обсуждалась ситуация с общественными советами в городах и районах края. Тут наметился прогресс: если раньше большинство из них возглавлялось кем-то из руководителей муниципальной администрации и наполовину состояло из чиновников, то теперь практически по всему краю это действительно общественные советы, готовые контролировать местную власть. По словам Николая Кашурина, подобная проблема осталась только в Минводах. Впрочем, в Ставрополе общественного совета пока нет вовсе.
Еще одна важная тема - проблема утилизации твердых бытовых отходов. Дело в том, что с этого года в Евросоюзе деятельность мусоросжигательных заводов поставлена вне закона. Их демонтируют. Но европейские и наши дельцы уже знают, куда пойдет демонтированное оборудование - в Россию. Причем есть сведения, что подобные губительные для экологии и здоровья людей европейские «подарки» могут появиться и на территории Ставрополья. Поэтому общественники решили держать эту ситуацию на контроле.
Кроме того обсуждался вопрос подготовки наблюдателей на предстоящих президентских выборах. ОП СК планирует подготовить по два наблюдателя для каждого избирательного участка края и по одному сопровождающему каждую выездную урну для голосования. То есть всего около 4,5 тысячи человек. Но работа эта бесплатная, и потому пока нашлась только тысяча желающих стать наблюдателями.
6 февраля 2018 года