Каждый поход в музей обязательно приносит что-нибудь новое и интересное, но этот «утренник», как назвали его организаторы – сотрудники музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве, выдался особенным. И не только потому, что на новой выставке «250-тысячный экспонат. Спасибо, дарители!» было на что посмотреть. На сей раз было что и услышать, потому что почти каждый представленный раритет открывал свою удивительную человеческую историю – грустную, забавную, веселую, поучительную…

250-тысячный экспонат пополнил фонд Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

250-тысячный экспонат пополнил фонд Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Действие началось под музыку ансамбля струнных инструментов «Отрада», создавшую приподнято-улыбчивое настроение

Действие началось под музыку ансамбля струнных инструментов «Отрада», создавшую приподнято-улыбчивое настроение

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Ирина Михайловна Назарова рассказывает о свадебном венке ее мамы

Ирина Михайловна Назарова рассказывает о свадебном венке ее мамы

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Гости Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

Гости Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Экспонат фонда Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

Экспонат фонда Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Действие началось под музыку ансамбля струнных инструментов «Отрада», создавшую приподнято-улыбчивое настроение: лично я впервые слышала знакомые аккорды из любимого сериала о Шерлоке Холмсе в интерпретации балалаек и была просто очарована.

«Героем» дня стал тот самый юбилейный, 250-тысячный экспонат – дар Анастасии Николаевны Литвиненко, 88-летней жительницы села Красный Октябрь Буденновского района. В детстве она рано потеряла маму, с началом войны отец ушел на фронт, и Настя вместе со старшей сестрой работала на ферме в осетинском селе Нартовском.

Этот, 250-тысячный экспонат, пополнил фонд Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

Этот, 250-тысячный экспонат, пополнил фонд Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Была она совсем юная, а работа очень тяжелая, но, хотя шла война, сегодня Анастасия Николаевна вспоминает события тех лет как самые яркие в своей жизни. Все, что производилось на ферме, отправлялось на фронт, а в свободные минуты женщины пряли пряжу и вязали варежки и носки для солдат, в ответ бойцы присылали благодарности. Сторож фермы сделал для Насти веретено, и пока девушки пряли и вязали, сельский пастух Пётр играл на балалайке. Петра не взяли на фронт по болезни. Его игра на балалайке нравилась Анастасии, и она тоже научилась играть. Потом пастух совсем занемог и подарил девушке свой инструмент, на оборотной стороне его можно прочесть: «1943 год. Пётр». И веретено, и балалайка многие годы служили своей хозяйке, которую в селе любят за добрый нрав и любовь к песне. Теперь ее доброта и любовь словно излучают с витрины музея переданные в дар балалайка, старое веретено и... варежки, связанные по образцу военного времени.

«Героем» дня стал тот самый юбилейный, 250-тысячный экспонат – дар Анастасии Николаевны Литвиненко, 88-летней жительницы села Красный Октябрь

«Героем» дня стал тот самый юбилейный, 250-тысячный экспонат – дар Анастасии Николаевны Литвиненко, 88-летней жительницы села Красный Октябрь

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Как рассказала главный хранитель фондов музея-заповедника Нина Гальфингер, трогательное трио раритетов прибыло в Ставрополь в дни реализации в 2017 году краевого проекта «Автобус-музей: дороги Победы». На автобусе с символикой Дня Победы, оборудованном как мини-музей, музейщики объехали много населенных пунктов края. В Буденновском районе их встретили с подарками! Не случайно рядом с балалайкой Анастасии Николаевны Литвиненко установлена резная фигурка из дерева «Журавлик», сделанная ее односельчанином Николаем Давидовичем Сахаровым. Все помнят знаменитую песню на стихи Расула Гамзатова, с появлением которой журавли стали символом памяти павших солдат. И «Журавлик» Н. Сахарова рядом с теми варежками для солдат напоминает нам о суровом времени, о битве за Кавказ, за Сталинград, за Родину… Николай Сахаров работает художником-оформителем, занимается корнепластикой, графикой, а еще он по жизни орнитолог, не раз выхаживал слабых перелетных птиц. Вот какие удивительные люди живут на Ставрополье.

Главный хранитель фондов музея-заповедника Нина Гальфингер: Если бы не было дарителей, каких-то музеев могло и вовсе не быть

Главный хранитель фондов музея-заповедника Нина Гальфингер: Если бы не было дарителей, каких-то музеев могло и вовсе не быть

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

– Если бы не было дарителей, каких-то музеев могло и вовсе не быть, – убеждена Нина Гальфингер. – Достаточно вспомнить Георгия Константиновича Праве, Григория Николаевича Прозрителева, столько сделавших для нашего музея. Или художника Павла Моисеевича Гречишкина, подарившего обществу целую картинную галерею. А в восстановлении усадьбы ставропольского художника-педагога Василия Смирнова неоценима была помощь его дочери. Традиции дарения имеют глубокие корни.

Экспонаты фонда Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

Экспонаты фонда Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Принимая каждый дар, музейщики не просто его регистрируют, но нередко записывают связанные с предметом большие и маленькие истории. Недавно в фонд поступил архив Василия Ивановича Воронина, в 30-е годы ХХ века стоявшего у истоков радиовещания в городе Сулимове, ныне Черкесске. На старом черно-белом фото запечатлены члены кружка радиолюбителей этого города, на другом снимке, датированном 7 – 9 марта 1941 года, – участники краевого совещания редакторов узлового радиовещания г. Ворошиловска, ныне Ставрополя. Когда началась война, Василий Иванович добровольцем ушел на фронт, воевал в 53-й кавалерийской дивизии, влившейся в корпус Доватора. Зимой 41-го в сражении под Москвой был ранен, два дня пролежал на снегу, потом каким-то чудом смог прицепиться к поводьям брошенной лошади, которая его вынесла с поля боя. Конечно, сильно болел и прожил недолго…

Еще одно ныне подзабытое имя – Георгий Алексеевич Барков. На момент начала войны он был, как сейчас бы сказали, главой города Ставрополя – председателем Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся. Тоже воевал, был тяжело ранен, после госпиталя демобилизовали, вернулся в Ставрополь. Именно он был единственным, кто выступал в 1943-м против решения о сносе колокольни в Ставрополе. Впрочем, сил на восстановление всего разрушенного, конечно, не хватало воюющей стране… Пришедшие на встречу дочь Г. Баркова Эмма Георгиевна и внук Евгений Алексеевич передали музею награды деда и бабушки, которые добавятся к мемориальному фонду Георгия Алексеевича.

Эмма Георгиевна и Евгений Алексеевич Токаревы рассказывают о своем отце и деде Баркове Георгии Алексеевиче – председателе Ворошиловского (г. Ставрополь) горсовета депутатов трудящихся на начало ВОВ, возглавившего первую колонну добровольцев

Эмма Георгиевна и Евгений Алексеевич Токаревы рассказывают о своем отце и деде Баркове Георгии Алексеевиче – председателе Ворошиловского (г. Ставрополь) горсовета депутатов трудящихся на начало ВОВ, возглавившего первую колонну добровольцев

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Екатерина Матвеевна Калашникова в годы войны служила в передвижном санэпидотряде: эти отряды боролись с разными инфекциями военного времени. В юную Катю влюбился командир отряда, ставропольский казак. Однажды началась бомбежка, а Катя сидела в кабине машины. Видела, как командир бежит издалека, кричит, чтобы убегала немедленно… Но она беззаботно продолжала сидеть, тогда он подбежал, вытащил ее из кабины, бросил на землю и накрыл своим телом. А когда все окончилось, встал и сказал ей (несмотря на влюбленность): «Дура!». На что получил ответ не по уставу. Ну а в кабине, на месте, где она сидела, зияла огромная дыра от осколка снаряда… Позже Катя вышла замуж за того командира… В мирное время служила медиком в военном госпитале, находившемся на территории нынешнего храма Преображения. Снимки госпитального быта разных лет теперь есть в музее.

О другом даре рассказала Ольга Нафталиева, заместитель главного хранителя фондов:

– Перед вами страницы британского журнала 1915 года «Иллюстрированные хроники войны», запечатлевшие подвиг нашей землячки Риммы Ивановой. Как видим, это событие нашло освещение не только в российской, но и в зарубежной прессе. Этот листок журнала прибыл из Ирландии от супругов Дауни: Кэмпбел и Татьяна состоят в литературном обществе, где их попросили выступить с докладом о Великой войне, как там называют Первую мировую. Многие члены этого общества даже не подозревали о роли России. Конечно, Татьяна не могла не рассказать о подвиге своей землячки. А потом они с мужем нашли и выкупили в частном собрании этот журнал и решили: лучше всего, чтобы этот подлинный листок хранился в Ставрополе, на родине Риммы Ивановой, а копию отослали в историческое общество Великобритании. Этот пример еще раз показал, что музей не знает границ, как и вся культура.

Наверняка многие посетители пристально будут рассматривать комплект формы воина-десантника Советской армии – дар Сергея Александровича Сухомлинова, участника Афганской войны в составе ограниченного контингента советских войск. Тридцать лет хранилась в семье его дембельская форма.

Комплект формы воина-десантника Советской армии – дар Сергея Сухомлинова, участника Афганской войны

Комплект формы воина-десантника Советской армии – дар Сергея Сухомлинова, участника Афганской войны

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Немалый список раритетов связан со ставропольской журналистикой. В 2005 году музей принял дар вдовы фотокорреспондента газеты «Ставропольская правда» Михаила Колесникова. Его творческий архив - несколько огромных коробок, заполненных почтовыми конвертами, в каждом конверте – фотопленки. На конвертах краткие надписи, например: «Точка на карте. Хутор Вавилон, Ипатовский район, 14 марта 1996 года». Благодаря этим авторским аннотациям удалось полностью все систематизировать. В течение 11 лет (!) сотрудница отдела фондов Татьяна Катаева обрабатывала этот архив. На государственный учет поставлено почти 2,5 тысячи фотопленок, содержащих более 108 тысяч негативов и более 1600 фотографий. Огромное творческое наследие нашего коллеги еще не раз послужит музею в создании новых экспозиций, ведь Михаил Петрович был увлеченным, талантливым хроникером родного края и столько ярких событий успел запечатлеть!

Малоизвестные подробности создания росписи старейшего в Ставрополе Успенского храма поведала художник Ольга Солдатова, работавшая в группе авторов под руководством Андрея Санникова. По результатам их труда в фонде музея появились графические эскизы, наброски ряда сюжетов росписи. Если для самих художников эскиз – обычный рабочий момент, то в музее это уже документ истории. В том числе истории храма, за 165 лет существования повидавшего разные эпохи, а в наши дни пережившего настоящее преображение.

Художница Ольга Солдатова подарила эскиз композиции Покров Богоматери над Ставрополем для росписи церкви Успения Богоматери

Художница Ольга Солдатова подарила эскиз композиции Покров Богоматери над Ставрополем для росписи церкви Успения Богоматери

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Не с пустыми руками пришел в музей известный ставропольский фотохудожник Алексей Заморкин. Ранее он подарил историческую фотовыставку, посвященную топонимике Ставрополя. Теперь – уникальный набор открыток к 240-летию Ставрополя. По каким-то причинам этот проект не получил массовой реализации, но очень интересен: в его основе идея меняющегося с годами облика города. Теперь этот набор – в единственном экземпляре! – навсегда останется в запасниках музея.

Известный ставропольский фотохудожник Алексей ЗАМОРКИН вручил Нине Гальфингер уникальный набор открыток к 240-летию Ставрополя

Известный ставропольский фотохудожник Алексей ЗАМОРКИН вручил Нине Гальфингер уникальный набор открыток к 240-летию Ставрополя

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Ну а процесс дарения продолжается. Ведомственный музей «Наследие» передал свою богатую археологическую коллекцию, в том числе знаменитый золотой клад «ипатовской принцессы». Ветераны народного просвещения Надежда Георгиевна и Николай Филиппович Шинкаренко, за годы учительства создавшие музеи в трех школах края, преподнесли музейщикам сохраненное ими переходящее Красное знамя, которым в 1990 году был отмечен коллектив 26-й школы Ставрополя, где Николай Филиппович был директором. По тем временам это была высокая награда.

– Я как гражданин и учитель не мог это знамя выбросить, – говорит Н. Шинкаренко. – Теперь, решили мы, пусть новые поколения увидят, что под этими знаменами строили прекрасное государство - великий Советский Союз! Нельзя отрекаться от прошлого, каким бы оно ни было...

Под этими знаменами строили прекрасное государство – великий Советский Союз!

Под этими знаменами строили прекрасное государство – великий Советский Союз!

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Оригинальный и забавный предмет в 2017 году подарили музею коллеги из Елабужского государственного музея-заповедника на открытии выставки к 125-летию Марины Цветаевой – крошечную рюмочку. Как пояснила сотрудник отдела фондов Виктория Семирчева, связан сей раритет с историей появления на Руси первых трактиров. По приказу Петра Первого они должны были заменить кабаки: чтобы повысить, так сказать, культуру потребления, там полагалась закуска. Привлечь посетителей и призвана была идея первую рюмку подавать бесплатно. Но сметливые владельцы этих заведений заказали очень маленькие рюмки – всего-то на одну столовую ложку. В народе ее прозвали мухой. Правда, некоторые не менее сметливые потребители кочевали из трактира в трактир, и так появилось выражение «ходить под мухой»… Ныне в Елабуге есть музей «Трактир», а знаменитая «муха» изготавливается в Гусь-Хрустальном по заказу Елабужского музея, имеющего эксклюзивные права на нее.

Чего только не узнаешь, придя в музей!

Наталья БЫКОВА

Чего только не узнаешь, придя в музей! / Газета «Ставропольская правда» / 2 февраля 2018 г.