Сможем ли мы свести к нулю смертность на дорогах?
Комментирует этот документ наш постоянный эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной сфере признано одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.
- Стратегия, о которой идет речь, разработана по поручению президента, - отмечает Роман Савичев, - но, разумеется, с подачи ГИБДД. Вообще, в минувшем году Госавтоинспекция была основным ньюсмейкером для водителей, хотя, надо признать, не все новации восприняты однозначно. И если, например, право приоритетного проезда круговых перекрестков (как это принято на Западе) или увеличение штрафа за отказ пропустить пешехода воспринято с одобрением, то пункт нового регламента работы ДПС, где автомобилисты усмотрели запрет на видеосъемку беседы с инспектором, пришлось потом неоднократно разъяснять на официальном уровне - мол, никаких запретов нет…
Новая Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года будет выполняться в два этапа. Сначала завершится текущая федеральная программа (действует с 2013 по 2020 год), остаток финансирования - около 4 миллиардов. Затем правительство создаст план по реализации Стратегии - ориентировочно летом нынешнего года. Власти уже обозначили перечень проблем, которые требуют решения в ближайшие годы. В их числе плохое техническое состояние машин, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, оставляющая желать лучшего подготовка водителей.
В Стратегии говорится, что по вине пьяных водителей за последнее десятилетие в 1,8 раза возросло число погибших в ДТП (для сведения: в 2017 году в авариях погибли более 17 тысяч человек). То есть очевидно, что карательных мер, принимаемых в отношении любителей сесть за руль «под мухой», не хватает и даже уголовная ответственность таких уже не пугает. Поэтому будут разработаны и введены новые санкции.
Что касается неудовлетворительного состояния машин. Как известно, из-за экономического кризиса покупательская способность россиян снизилась, в результате чего на дорогах возросло число отечественных железных коней, которые давно заслужили «пенсию». Больше стало и автохлама, ввозимого из-за рубежа. Между тем не секрет, что после отъ-ема контрольных функций у ГИБДД и передачи техосмотра в руки частников большинство водителей не проходят техосмотр, а просто покупают диагностические карты, которые потом предъявляют при оформлении страховки.
В рамках Стратегии готовится масштабный блок поправок в КоАП, УК РФ по реформированию техосмотра. Планируется, что значительные штрафы выпишут за «липовый» техосмотр автомобиля не только оператору, но и водителю. А в случае ДТП страховые компании получат право не платить за ремонт попавшей в ДТП машины, которая реально не проходила техосмотр.
Трудно назвать удовлетворительным и качество подготовки водителей. Цифры здесь говорят сами за себя: в 2016 году из-за нарушений правил дорожного движения новичками, чей опыт вождения менее двух лет, совершено каждое 13-е ДТП, в которых погибли 1100 человек. Конечно, все мы знаем, что в последние годы к автошколам предъявляются новые, повышенные требования, усложняются правила проведения экзаменов, однако очевидно, что нужно ужесточить меры контроля качества обучения.
Интересно, что за такой подход к делу выступают и сами автошколы, дорожащие своей репутацией. Конгресс автошкол недавно направил в ГИБДД резолюцию, в которой содержится ряд конкретных мер, касающихся оптимизации обучения. Неоднозначную реакцию среди автолюбителей уже вызвало предложение о пересдаче теоретического экзамена при замене водительского удостоверения (оно меняется раз в 10 лет). Руководство ГАИ пока не дало положительного ответа. Автошколы также настаивают на ужесточении контроля за медсправками: срок их действия с января 2018 года хотя и сокращен на 12 месяцев, однако их наличие в ГАИ проверяют… раз в 10 лет - опять же при замене водительского удостоверения. Понятно, что за 10 лет может произойти что угодно, например, водитель может стать конченым алкоголиком или наркоманом. Думаю, что разумным будет решение, обязывающее водителей возить медсправку с собой, а госинспектору нужно дать право проверять ее наличие.
Стратегия, о которой мы сегодня говорим, предполагает и оптимизацию штатов ГИБДД (т. е. сокращение числа сотрудников), работу которых на себя должны взять технические средства контроля. И процесс, как говорится, уже пошел. Например, на Ставрополье в соответствии с приказом министра внутренних дел РФ численность сотрудников ГИБДД должна уменьшиться на 250 человек. Их компенсируют к концу года 75 дополнительных камер фото- и видеофиксации. Техника - это, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы сокращение «живых» сотрудников было не в ущерб делу.
И наконец, о реализуемости главной цели Стратегии - снижении смертности в ДТП до 4 человек на 100 тысяч населения к 2024 году. (Напомню, сейчас этот показатель равен 13,8 человека). То есть в России за 7 лет предусмотрен колоссальный скачок по улучшению ситуации. Многие эксперты говорят, что это нереально, учитывая, что уровень социальных рисков в пределах 4 погибших на 100 тысяч населения обеспечен лишь в шести развитых западных странах: в Швеции (здесь в авариях гибнет меньше всего - 2,7 человека на 100 тысяч), Великобритании, Нидерландах, Испании, Германии, Ирландии. Но они шли к этому результату более 15 лет. Удастся ли России перегнать Швецию или хотя бы приблизиться к ее результату? Как говорится, поживем - увидим…
31 января 2018 года