07:55, 22 ноября 2017 года

Как семилетний пианист из Ставрополя Эмиль Волков играет музыку XVIII века

Вся страна узнала об одаренном ставропольском музыканте благодаря открытому Всероссийскому конкурсу юных талантов «Синяя птица». Эфир проекта прошел в начале ноября на телеканале «Россия 1». Участников оценивали народные артисты России скрипачка и дирижер Светлана Безродная, ректор хореографического училища имени Вагановой Николай Цискаридзе, исполнитель романсов Олег Погудин и пианист-виртуоз Денис Мацуев.

Эмиль играл в составе квартета «Рококо». В костюмах и париках, стилизованных под XVIII век, музыканты исполнили «Менуэт» Л. Боккерини и тему из кинофильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» композитора В. Дашкевича. Горячо аплодировали малышам и публика, и жюри. Больше всего экспертов удивило, что детский коллектив собран специально для конкурса, то есть времени сыграться было крайне мало.

В семилетнем возрасте Эмиль Волков может похвастаться не только участием в известном телевизионном проекте. «За кадром» осталось множество побед на региональных, всероссийских и международных конкурсах, поэтому, когда выходил на сцену «Синей птицы», то совсем не волновался. Так, по крайней мере, он говорил нам. И не поверить этому чудесному ребенку невозможно, особенно когда видишь, как увлеченно он перебирает пальцами по клавишам. Кажется, что в эти минуты он не думает ни о чем, кроме музыки.

Как заметил папа Эмиля Евгений Сергеевич, который присутствовал на занятии, участие в конкурсе не изменило их жизни - не «зазвездились», по-прежнему ответственно занимаются. Родители и педагог всячески поддерживают мальчика: папа, бросая дела, сопровождает на всех конкурсах, Людмила Даниловна старается подобрать интересный репертуар, объясняя свои старания просто: «Люблю зажигать звезды».

Юный талант стремительно достигает все новых и новых высот. Читатель может подумать, что у Эмиля нет времени на детские забавы. Спешу успокоить.

- Есть время и на эти дела, - уверил Евгений Сергеевич. - Эмиль любит собирать конструктор, играть в компьютерные игры, гулять с друзьями.

Отец признался, что отдать ребенка в музыкальную школу была его инициатива, поэтому весь груз ответственности взял на себя. На первые занятия ходил вместе с Эмилем и, кажется, теперь не хуже юного гения разбирается в премудростях музыки.

- На каждом конкурсе могут быть свои неожиданности, сюрпризы: то переволновался, то что-то не то подумал перед выходом на сцену. Однажды Эмиль вообще решил вдруг сыграть произведение в более быстром темпе, потому что ему показалось, так будет интереснее, - улыбается папа.

- А вы переживаете перед выходом сына на сцену?

- Нет, потому что волнение быстро передастся ребенку. Когда были на кастинге «Синей птицы», я сказал ему так: «Пойди и испытай удовольствие, покажи, на что ты способен». Нам не важно было, пройдем или не пройдем дальше, главное, чтобы ребенку нравилось быть частью большого творческого процесса. Кроме этого, всегда учу сына: если берешься за какое-то дело, то делай его добросовестно.

Папа тут же замечает, что цели засветиться на большом экране не было:

- Музыкой мы занимаемся два с половиной года. За плечами примерно пять десятков конкурсов - краевые, престижные российские и международные. На «Синюю птицу» мы собрались спонтанно: в последний момент отправили заявку, а буквально через два дня раздался телефонный звонок с приглашением на кастинг. 24 июня было прослушивание. Много детей с родителями пришли показать свои таланты, все хорошо подготовленные. Кастинг Эмиль выдержал с достоинством. А уже в октябре проходили основные съемки. Признаться, организаторы поставили перед нами неожиданную задачу: во-первых, сыграть не то произведение, которое мы готовили, во-вторых, сделать это в квартете с такими же маленькими детьми, что гораздо сложнее, в-третьих, исполнить партию на клавесине. Инструмента этого ребенок никогда не видел. Было тяжело, хотя на подмогу и пригласили преподавателя из Академии музыки им. Гнесиных.

- В клавесине другая клавиатура, другие звуки. За два дня до выступления мы увидели инструмент, на котором Эмиль будет играть на сцене, - поясняет Людмила Даниловна.

- А к клавесину вернуться не планируете, раз уже его освоили?

- Боже упаси! Это такой невыразительный инструмент, на котором показать возможности музыканта-пианиста невозможно, - сетовала Людмила Даниловна. - А вообще, если кто-то покушается на такие конкурсы, им надо на три головы опережать уровень сверстников, иначе чем можно удивить? Как и в спорте, чтобы быть лучшим, нужно лучше прыгать, быстрее бегать, тогда будешь в обойме. Но, замечу, для нас это не самоцель. Когда ко мне приводят нового ученика, только он прикоснется к клавишам, уже знаю, как мы должны закончить учебный год, к каким результатам прийти.

Участие в конкурсах, несомненно, дает свои позитивные результаты, уверена Людмила Даниловна. Не так давно мы наблюдали звездный взлет еще одного ее ученика, участника «Синей птицы» предыдущего сезона Елисея Мысина. К конкурсам своих воспитанников педагог готовит тщательно, заранее просчитывая шансы на успех.

Сегодня, наверное, сложно посчитать, скольким детям Людмила Даниловна дала путевку в жизнь. Любит свою работу, безумно любит детей, умеет зажечь в них искру.

Людмила Даниловна заметила, что ее нынешние ученики отличаются от детей предыдущих поколений:

- Сложнее стало работать. Если раньше учитель ставил задачу, ребенок все сразу выполнял, то сейчас нужно еще заслужить детское внимание. Витают где-то в облаках. Но я каждого беру в класс с позиции, что он гений. Нужно только отрыть этот клад.

- Долго приходится «копать»?

- В одном случае долго, в другом потенциал виден сразу. Я считаю так: если современные дети в два года уже могут нажимать на кнопки сотового телефона, то научить их играть на инструменте - задача выполнимая. Нужно лишь возбудить интерес. Мне кажется, музыка - это трудотерапия. Она нужна всем - и талантливым, и не очень. Музыка учит упорству, трудолюбию, вниманию, прилежанию, дисциплине, - замечает педагог.

По словам Евгения Сергеевича, успех на 99 процентов зависит от учителя. Елисей Мысин и Эмиль Волков дети совершенно разные, но и в одном, и в другом Людмила Даниловна смогла открыть творческие способности. Конечно, на экране их выступления выглядят красиво, но за этой красотой скрывается огромный многолетний труд.

«Синяя птица» - этап пройденный.

- Мы идем дальше, готовим новую программу. Думаем сыграть первую часть концерта Гайдна с оркестром Ставропольской краевой филармонии. Такая у нас с Эмилем мечта. Попытаемся ее осуществить, - поделилась планами Людмила Тихомирова.

***

После разговора мне представилось, как лет через 15 - 20 два прекрасных юноши будут выступать на лучших мировых сценах, как при объявлении их имен зал наполнится аплодисментами. Это я об Эмиле Волкове и Елисее Мысине. А ставропольцы будут бесконечно гордиться талантливыми земляками.

«Синяя птица Эмиля»
Газета «Ставропольская правда»
22 ноября 2017 года