07:30, 1 ноября 2017 года

Судьбу фольклора на Ставрополье обсудили в краевом минкультуры

Подробнее рассмотреть эту тему предложил член общественного совета Евгений Толстокоров, его поддержали все авторитетные специалисты, занимающиеся исследованием, популяризацией, систематизацией, сохранением фольклора. К разговору также были приглашены известные в крае фольклористы, преподаватели, сотрудники краевого Дома народного творчества, руководители органов культуры ряда районов края.

Как известно, Ставрополье богато пестрыми многонациональными и многогранными фольклорными традициями. Все это многообразие не одно десятилетие исследовалось, систематизировалось, анализировалось. Однако результаты этой работы фактически мало известны за пределами узкого круга специалистов. Более того, значительная часть этих результатов зачастую оказывалась в руках приезжих исследователей, увозилась в столичные, в том числе частные, архивы. Много лет назад профессор Ставропольского пединститута Анатолий Григорьев выдвинул идею создания единого центра изучения народного творчества, но до сих пор эта работа остается разрозненной. А проблема с годами становится только актуальнее, отметила преподаватель краевого колледжа искусств, консультант по фольклору и этнографии государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье» Елена Толстокорова.

Мощь фольклорного материала Ставрополья давно оценили специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара. Материал этот десятки лет вывозится из края, и получается, что доступа к нему у ставропольских специалистов уже нет. Давно назрела необходимость соответствующей юридической базы, в частности, механизма оформления записей приезжими фольклористами. Не далее как этим летом в Курском и Благодарненском районах вновь побывал частый гость края Юрий Чирков, о котором с уважением отзываются как о квалифицированном исследователе. Он опять собрал много нового материала. Вроде бы это замечательно, вот только где эти материалы теперь?

По собственному опыту частых поездок по краю Е. Толстокорова приходит к выводу, что фольклорный наш источник поистине неиссякаем: даже возвращаясь в уже знакомые места, вдруг находишь интересные, уникальные образцы. Словом, есть что собирать и есть что сохранять. Проблема - в систематизации материала на своей базе, например, Дома народного творчества, где есть и специалисты, и техническая оснащенность, чтобы все это аккумулировать, привести в порядок. Заслуживают пристального внимания архивные записи, находящиеся, в частности, на краевом радио и телевидении, и тут фольклористы просят организационной помощи в получении доступа к этим архивам и их последующем использовании. А еще, предлагает Е. Толстокорова, неплохо бы некоторым нашим уникальным фольклорным коллективам придать особый заповедный статус, чтобы на их основе создавать этнокультурные центры для сохранения и развития традиционного фольклора. Такие коллективы есть в станицах Старопавловской, Баклановской, селе Александрия Благодарненского района... Пробные шаги уже предпринимаются, так, при ансамбле «Селяночка» в селе Александрия существует своего рода мини-музей, где энтузиастом фольклора Анной Максимовной Серковой собран интереснейший материал и куда постоянно приходят школьники знакомиться с культурными традициями своей малой родины.

В том, что заезжие исследователи вывозят наш фольклор, директор Дворца культуры «Шерстяник» города Невинномысска Валерий Сулаев слишком уж большой беды не видит. Ему, много лет занимающемуся собиранием такого материала, куда важнее, чтобы он был систематизирован и популяризирован. К нему, кстати, тоже обращался упомянутый Ю. Чирков за записанным в 70-е годы терским казачьим фольклором, около 300 песен взял, оцифровал и потом вернул.

- Мне при этом важно не авторство, а сохранность, - подчеркнул В. Сулаев. - Потому что я чувствую свою ответственность перед теми людьми, которые мне когда-то доверились, поделились своим песенным богатством…

Эта позиция близка многим, в том числе профессору СГПИ Анатолию Григорьеву, давно вынашивающему идею единой электронной платформы традиционной культуры народов Ставрополья. С участием ДНТ дело вполне реальное, главное - консолидировать все собранное в общую базу сохранного фонда, чтобы он больше, что называется, никуда не делся. Ну и конечно, нужно этот фонд активно популяризировать. Часто ли сегодня можно, например, по краевому ТВ увидеть ставропольские фольклорные коллективы? Почему бы не вспомнить хорошо забытое старое и не сделать соответствующую регулярную программу? А еще, дополнил идею Е. Толстокоров, полезно было бы организовать регулярную фольклорную практику студентов колледжей и вузов: пусть молодежь знакомится с конкретными носителями фольклора, пусть учится непростому делу собирания по крупицам фольклорного материала. Записать песни - это видимая часть айсберга… А вот как сельскую бабушку разговорить, этому учиться им надо…

Собирание, как и сам фольклор, - процесс живой, развивающийся, убеждена директор краевого Музея изобразительных искусств Зоя Белая, 13 лет назад принявшая в состав учреждения в качестве филиала Новокумский музей казаков-некрасовцев, вплотную занявшись нематериальным культурным наследием. Принятая десятки лет назад фольклорная модель ориентировала исследователей и даже целые институты на документирование и сохранение записей об исчезающих традициях в письменных документах. Новая модель стремится поддерживать живые, пусть и находящиеся под угрозой исчезновения, традиции путем создания условий для их воспроизводства. Речь о передаче традиций, которыми владеют носители. А носителей становится все меньше и меньше. Основной задачей становится не просто коллекционирование отдельных нематериальных артефактов, а сохранение всей системы как живой, целостной. Что и попытался сделать музей, налаживая связи с ученым миром. В 2008 году профессор Северо-Кавказского федерального университета (тогда Ставропольского госуниверситета) Виолетта Грязнова взялась и первая подготовила «Словарь говора казаков-некрасовцев», изданный в 2013-м. Сегодня ее словарь - настольная книга музейщиков при организации новых проектов.

Недавно на Левокумье отмечалось 55-летие возвращения некрасовцев из Турции на Родину, и перед жителями выступили девушки - аспирантки В. Грязновой: когда они начали читать на чисто некрасовском языке рассказы, ранее записанные у некрасовских же стариков, в зале установилась необыкновенная тишина! Устами молодых исследователей фольклор вернулся к своему исконному владельцу - народу! Ибо кто является автором фольклора? Конечно, народ! Но вот кому регулировать его отношения с исследователями? Если в дом некрасовцев однажды приехала какая-то «тетя» из фирмы, занимающейся свадьбами, и записывает их обрядовые песни, кто может ей это запретить? И кто знает, что она записала и куда повезла… Можно ли вообще на это повлиять? По мнению З. Белой, нужна своя, краевая законодательная база по примеру других регионов. Так, на Алтае есть закон о регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия. В Белгородской области управлением культуры издан приказ о создании единого реестра нематериального культурного наследия. Что мешает Ставрополью это сделать?

Конкретное предложение выдвинул руководитель ансамбля народного распева и наигрыша «Вся Русь» краевого ДНТ Владимир Кузнецов:

- Нужно установить контакты с теми столичными институтами, в которых концентрировались фольклорные материалы, вывезенные из нашего края. Там созданы огромные фонотеки, кстати, уже и оцифрованные. Быть может, что-то придется у них даже купить, учитывая нынешние экономические реалии. Зато мы сможем этим пользоваться. И второе: для чего мы все это пишем? Тысячи песен собраны, а исполняются-то десятки… Студенческих ансамблей явно недостаточно! Хорошо бы при Доме народного творчества создать наконец профессиональный ансамбль, пусть небольшой, но именно профессиональный, способный вести качественное, традиционное воспроизведение фольклора. Сегодня эту работу отчасти пытается вести «Вся Русь», и все же самодеятельный состав не дает того, что может сделать профессиональный аутентичный коллектив.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что, хотя юридически авторское право к фольклору (который, читай выше, есть мудрость народная!) неприменимо, он все же явно нуждается в документальном оформлении. Да, фольклор не может быть закреплен за каким-то одним автором. Более того, нельзя даже говорить о его стопроцентной традиционности. Однако защитить и узаконить фольклор - на уровне публикаций, на уровне исполнительства - вполне нам по силам.

«Фольклор в переводе с английского... значит «народная мудрость»»
Газета «Ставропольская правда»
1 ноября 2017 года