06:31, 24 октября 2017 года

Как используются новые антикоррупционные законы на Ставрополье

С 2012 года впервые введена обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих жен (мужей) и несовершеннолетних детей для лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе в Ставропольском крае. Те, кто замещал муниципальные должности на непостоянной основе (и не получал заработную плату в органе местного само-управления) на этом этапе сведения о доходах не представляли. В соответствии с федеральным законодательством к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся муниципальные депутаты (в том числе депутаты поселений), члены выборного органа местного самоуправления (например, совета депутатов), выборные должностные лица местного самоуправления (в том числе главы муниципальных образований) и т. д.

В дальнейшем Федеральным законом от 3 ноября 2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по декларированию распространена на всех лиц, замещающих муниципальные должности, независимо от того, на какой основе, постоянной или непостоянной, они занимают свои должности. К данной категории отнесены и главы поселений, и депутаты поселений, работающие на непостоянной основе.

Форма сведений о доходах утверждена указом Президента РФ и является единой для всех декларантов. Существенные изменения в антикоррупционное законодательство, касающиеся представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, внесены Федеральным законом от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», который был инициирован Президентом Российской Федерации.

«Ставропольская правда» уже рассказывала о прошедшей в столице Татарстана научно-практической конференции «Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения». Она проведена в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденным указом Президента Российской Федерации. Как отметил на конференции референт Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции В. Белинский, поправки, внесенные Федеральным законом № 64-ФЗ, направлены на формирование единой антикоррупционной вертикали во всех органах и ветвях власти. По словам представителя Управления Президента России по вопросам противодействия коррупции, появление этой новеллы не случайно. В рамках рассмотрения обращений и при анализе судебной практики неоднократно выявлялись ситуации, когда глава муниципального образования нарушал антикоррупционные стандарты.

Для реализации указанного федерального закона в Ставропольском крае принят закон, предусматривающий порядок представления и осуществления проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в нашем регионе, и лицами, замещающими муниципальные должности в крае. Принимаются правовые, организационные и иные решения, направленные на создание условий для представления сведений о доходах и расходах должностными лицами.

С 2018 года все, кто замещает муниципальные должности в нашем крае, будут представлять сведения о доходах и расходах на имя губернатора Ставрополья. Высшим должностным лицам также предоставлены полномочия по проверке достоверности и полноты сведений в этих декларациях.

Законом предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, в том случае если в результате проверки будут выявлены факты непредставления или представления недостоверных и неполных сведений о доходах, если обнаружатся нарушения при осуществлении контроля за расходами. А также если должностными лицами обойден запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Следует отметить, что этим федеральным законом впервые введена обязанность по представлению сведений о доходах всеми, кто претендует на замещение муниципальных должностей. К ним относятся, например, претенденты на замещение должностей главы муниципального образования по конкурсу, депутаты, делегированные в советы муниципальных районов из поселений. До этого обязанность по представлению сведений о доходах в орган местного самоуправления у претендентов на замещение муниципальных должностей отсутствовала. Вместе с тем отмечены случаи представления сведений о доходах в органы местного самоуправления лицами, претендующими на муниципальные должности, по собственной инициативе, соответственно, проверке данные сведения не подлежали.

Исключение здесь составляют кандидаты, которые участвуют в прямых выборах на должность в соответствии с избирательным законодательством и продолжают представлять сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, о доходах только в избирательную комиссию (по иной форме, предусмотренной избирательным законодательством).

Для атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 года также введена обязанность по декларированию сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, утвержден порядок осуществления проверки достоверности и полноты представленных сведений. Недостоверность сведений о доходах является основанием для представления о досрочном прекращении полномочий атамана войскового казачьего общества.

С 1 января 2018 года федеральным законодательством предусматривается ведение реестра о лицах, уволенных в связи с утратой доверия. Порядок ведения реестра определяется Правительством Российской Федерации.

Совершенствование антикоррупционной правовой базы осуществляется также и на уровне законодательства Ставропольского края. Сформированной в 2017 году в Думе Ставропольского края рабочей группой подготовлены изменения в краевой Закон «О противодействии коррупции в Ставропольском крае», расширяющие систему антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов, в том числе посредством проведения такого мониторинга в отношении муниципальных правовых актов. 19 октября законопроект рассмотрен на комитете Думы Ставропольского края по казачеству, безопасности, межпарламентским связям и общественным объединения.

Очень важно, что в результате тесного взаимодействия депутатов Думы Ставропольского края с региональным правительством этот законопроект не стал формальным актом по корректировке правовой базы в соответствии с федеральным законодательством. Он послужит конкретной мерой по усовершенствованию местного законодательства в области противодействия коррупции и обеспечению единства мер по предупреждению коррупции на Ставрополье. Участие в этой работе принимали также представители прокуратуры края, общественных и научных организаций.

Юлиана РАДЧЕНКО, заведующая отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата ПСК
«Новые законы против коррупции»
Газета «Ставропольская правда»
24 октября 2017 года