Дело экс-начальника районного ГИБДД Алексея Гуриева: торжество правосудия или расплата за честность?
Бывший начальник районной ГАИ приговорен к 8 годам лишения свободы и к штрафу в размере 2,5 миллиона рублей. Суд посчитал доказанным, что в марте 2014 года А. Гуриев через подчиненного потребовал у генерального директора одного из коммерческих предприятий Невинномысска осуществлять ему ежемесячные выплаты. Со своей стороны, он обещал не штрафовать за нарушение правил водителей грузовиков этой компании. Руководитель предприятия отказался. Спустя некоторое время Гуриев предложил директору предприятия альтернативу. Через подчиненного он передал счет для оплаты офисной мебели на сумму свыше 100 тысяч рублей. Условия те же: руководитель платит - большегрузы спокойно передвигаются по территории района. В апреле 2014 года счет был оплачен, а комплект мебели доставлен в офис «заказчика».
Начальника ГИБДД также обвиняют в сборе денег с дальнобойщиков. Водители должны были платить от 3 до 5 тысяч рублей с каждого грузовика в месяц. С мая 2014 по сентябрь 2015 года инспекторы службы получили более 35 тысяч рублей от трех водителей грузовиков.
Алексею Гуриеву вынесен приговор, но сторона защиты с ним не согласна. Адвокат осужденного Андрей Баранов убежден в том, что его подзащитного подставили и дело имеет огромные подводные камни.
Есть и версия, которая может объяснить возникновение столь серьезных обвинений. Широкую огласку получило дело, связанное с одним из богатейших выходцев из нашего края, Виталием Алмазовым.
Предположения, что одно за другим заведенные на Алексея Гуриева дела - не что иное, как отголосок задержания, которое произошло 28 августа 2015 года в селе Кочубеевском, имеют, как мне кажется, под собой основания. Тогда сотрудники Госавтоинспекции остановили полностью тонированный «Мерседес Е-200». Нарушение правил тонировки оказалось меньшим злом. За рулем дорогого автомобиля сидел14-летний Ясон Алмазов - сын топ-менеджера «Транснефти» Виталия Алмазова. Мальчик не смог объяснить езду без прав на машине, принадлежащей его старшему брату. «Просто взял», - вот и весь ответ. На юного водителя начали составлять протокол. Испугавшись, он позвонил высокопоставленной родне. На связь с автоинспекторами вышел и сам Виталий Алмазов, который начал угрожать правоохранителям. В Интернете можно найти фрагменты съемки из полицейской машины с записью телефонных разговоров.
Полицейские, в числе которых был и Алексей Гуриев, все-таки оформили протоколы за управление транспортным средством без водительских прав и за нарушение правил тонировки.
А в скором времени начались многочисленные проверки работников ГИБДД, остановивших сына Виталия Алмазова. По версии адвоката Андрея Баранова, на сотрудников полиции искали компромат. В результате обысков якобы были изъяты материалы ДТП за 2015 год. Дело получило такой резонанс, что им заинтересовалось федеральное телевидение. В популярных программах «Прямой эфир», «Честный детектив» и «Человек и закон» девушка, одна из участниц зафиксированных в 2015 году ДТП, рассказала журналистам о давлении со стороны органов власти. Ее вынуждали дать компрометирующие Гуриева и других сотрудников показания.
В материалы дела, легшие в основу обвинения Гуриева, входят и признания сотрудников ГИБДД. Но эти показания были даны после семи месяцев содержания под стражей. Говорят, полицейским, решившим отказаться от дачи показаний против Гуриева, угрожали уголовным преследованием.
Имели ли все эти обстоятельства место, будет выясняться и далее. Андрей Баранов подтвердил, что решение суда будет обжаловано. Он считает, что апелляционная инстанция должна и может обратить внимание на показания 23 свидетелей, которые готовы рассказать, откуда у его подзащитного появилась новая офисная мебель. Но защита не убеждена, что краевой суд сможет вынести противоположное уже принятому решению
- Мы рассчитываем на то, что через 4-5 месяцев это дело дойдет до Верховного суда РФ, - говорит Андрей Баранов.
И еще деталь. В прошедшие выходные местные интернет-издания выложили видео, которое было снято родственниками осужденного в его кабинете. Видно, что в помещении произошел пьяный дебош: на подоконнике недопитая бутылка водки, повсюду лежат гильзы от патронов, которыми изрешетили входную дверь, стены и телевизор. А. Баранов отказался это комментировать, сослался на неосведомленность, мол, не слышал, не читал.
Как повлияло широкое освещение дела в СМИ, защитник Гуриева ответил разочарованно и сдержанно. Многочисленные чиновники, пообещавшие защиту, за время следствия никак себя не проявили. А их было немало. Например, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн был готов взять дело под свой личный контроль. Свое мнение касаемо Виталия Алмазова и ситуации в целом высказывала и наша землячка депутат ГД СК, а ныне вице-спикер Ольга Тимофеева. В передаче «Прямой эфир» она выходила на связь со студией и рассказала о ее разговоре с Алмазовым-старшим, а также о запросе руководителю «Транснефти». Нынче же в разговоре с корреспондентом «Ставропольской правды» Ольга Тимофеева давать комментарии отказалась, ссылаясь на то, что не знакома ни с материалами дела, ни с самим Алексеем Гуриевым.
Комментарий отдела общественной безопасности «Ставропольской правды»
Странное дело майора Гуриева остается и, как мы думаем, еще долго будет оставаться в центре внимания жителей Ставрополья. Мы, как и они, до сих пор, несмотря на вынесенный обвинительный приговор, не понимаем: что это было? Взяточник, разоблаченный сотрудниками УФСБ по краю, вина которого неоспоримо доказана работниками краевого управления СКР? Или это расплата относительно честного ГИБДДшника за то, что посмел остановить парнишку из могущественной семьи? На слово мы уже никому не верим - слишком часто нас обманывали. Но и рассказать жителям края подробности и привести доказательства никто не спешит - слишком хлопотно это для правоохранителей. Да и зачем объясняться перед обывателем?
Но есть и еще вопрос: в свое время и в полиции тоже создавались офицерские собрания. Как раз для того, чтобы по-офицерски заклеймить негодяя и так же по-офицерски защитить попавшего в передрягу товарища. Где вы, господа офицеры?
24 октября 2017 года