Василий Мороз, всю жизнь посвятивший овцеводству, отмечает 80-летие
«Главный зоотехник штата Южная Австралия» - так называется должность, которую ему предлагали занять в начале 90-х годов прошлого века. И не кто-нибудь предлагал, а сам премьер-министр этой страны, занимающей целый материк. К должности прилагались солидный оклад в конвертируемой валюте и не менее солидный особняк, а в перспективе и вилла на берегу Индийского океана. Сейчас он вспоминает об этом с улыбкой. И безо всякого сожаления по поводу того, что сказал тогда свое решительное «no». А я гляжу на него и понимаю, что иначе он поступить ну никак не мог. И это без высоких слов о патриотизме. Просто есть люди с русской душой, которая обязательно будет тосковать вдали от малой родины. Даже в самых роскошных интерьерах и на самых живописных зарубежных берегах.
Другое дело, что в России таким тоже нелегко приходилось и приходится. Особенно представителям его поколения, восьмидесятилетних. Вообще год его рождения, 1937-й, - печальная веха в отечественной истории, «когда срока огромные брели в этапы длинные». Родился в Кизляре. Отца не помнит - тот погиб на фронте в самом начале войны. От голода умерли его брат и сестра. Поэтому в
июне 1943-го вместе с мамой пешком пришел из Дагестана в село Киевка Апанасенковского района, где жили ее раскулаченные родители. Вот такое раннее детство. После семи классов Киевской начальной школы поступил в Терский сельхозтехникум в городе Прохладном. С красным дипломом зоотехника приехал в Ставрополь. Вспоминает, что ехал вначале в вагоне с углем - денег на билет не было. Добравшись кое-как поздно ночью до ставропольского железнодорожного вокзала, решил поспать на привокзальной скамейке рядом с местными бродягами. А утром был разбужен милиционером, который принял его тоже за бомжа. Да и вид у выпускника-краснодипломника был под стать - как-никак после угольного вагона... Однако, разобравшись в ситуации, страж порядка проявил милосердие и даже купил парнишке автобусный билет до сельхозинститута. Ректору тоже не понравился внешний вид будущего студента. Но вмешался секретарь парткома - в итоге в комнате на четыре человека общежития зоотехнического факультета поставили пятую кровать.
Институт он тоже закончил с отличием. А на летнюю практику несколько раз приезжал в село Киевка. Туда и собирался на работу по распределению. Однако предложение председателя колхоза имени Ленина сразу же занять должность главного зоотехника несколько озадачило выпускника. Просил о более скромной должности. Но председатель настоял на своем.
И он благодарен сейчас председателю Виктору Чесняку, поскольку 27 последующих лет для главного зоотехника Василия Мороза стали, пожалуй, самыми плодотворными в его жизни. Колхоз стал племенным заводом всесоюзного значения, вошел в число лучших хозяйств на Ставрополье с поголовьем овец в 70 тысяч, плюс птицы 150 тысяч голов, плюс свиньи, лошади, коровы и даже верблюды. Главный зоотехник В. Мороз заочно окончил аспирантуру, защитил в 1969 году кандидатскую диссертацию, а в 1987-м стал первым доктором сельскохозяйственных наук в стране, защитившим диссертацию именно по овцеводству.
Из этого колхоза пришел он руководить Всесоюзным НИИ овцеводства и козоводства, который располагался в Ставрополе. Но и после этого связь с родным хозяйством не терял. Именно в колхозе имени Ленина в 1993 году под руководством В. Мороза была выведена новая порода тонкорунных овец - манычский меринос. Подводить окончательные итоги его научной деятельности пока еще рано, поскольку Василий Андреевич в настоящее время профессор кафедры частной зоотехнии, селекции и разведения животных, член ученого и диссертационного советов Ставропольского государственного аграрного университета, член редколлегии журнала «Овцы, козы, шерстяное дело». Так что его научная деятельность продолжается. Что касается предварительных итогов, они таковы: при его непосредственном участии в нашей стране создано пять новых пород овец в Ставропольском и Алтайском краях и Агинском Бурятском округе. Он опубликовал более 420 научных работ, в том числе два учебника для вузов. Под его руководством защищено 32 диссертации, в том числе девять докторских. Он награжден четырьмя орденами, 22 медалями и 16 знаками отличия. 22 июня 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Социалистического Труда. Его ученики работают теперь в Ставропольском и Алтайском краях, в Бурятии, Калмыкии, Саратовской области, а также на Украине, в Киргизии, Грузии.
И можно еще долго перечислять достижения этого человека. Намеренно не буду этого делать, чтобы не создавалось ложного впечатления на тему «Жизнь удалась!». Дело в том, что с Василием Андреевичем я знаком более 20 лет. И приходилось видеть его в разных ситуациях. Помню его неимоверно усталым и выжатым как лимон, когда дела в тонкорунном овцеводстве пошли под откос, а ему никак не удавалось достучаться до кремлевских обитателей в лихие 90-е годы. Был свидетелем его жаркого спора с министром сельского хозяйства РФ В. Семеновым на Невинномысском шерстяном комбинате. Знаю, что его семь раз снимали с должности директора ВНИИОКа и столько же раз восстанавливали после судов с руководством РАСХН. На эти судебные процессы в Москву он ездил более 30 раз. Однажды этот вроде бы обласканный властью и не обиженный чинами и званиями ученый всерьез говорил мне о том, что в знак протеста собирается организовать одиночный пикет на площади Ленина в Ставрополе и эту площадь подметать в своем парадном костюме с Золотой Звездой. Да, такой уж у него характер. Всегда был бойцом. И сражался!
Он объездил более 30 стран, стал своим в среде лучших селекционеров-бонитеров в Австралии, Уругвае, Аргентине. И многие годы доказывал и показывал, что наше отечественное овцеводство может быть не хуже, а лучше, чем в мировых центрах этой отрасли. Доказал! А что теперь? После того как российская армия отказалась от шерстяных шинелей и перешла на обмундирование из хлопка и синтетики, оказались невостребованными миллионы тонн отечественного золотого руна. В овцеводческой отрасли продолжается кризис. И теперь даже в Ставропольском ГАУ с каждым годом все меньше и меньше студентов выбирают эту специальность. По его словам, если так дело и дальше пойдет, тогда единственным напоминанием о специальности зоотехника может оказаться только название переулка, где расположен главный корпус местного аграрного университета - переулок всегда был и остается
Зоотехническим. И Мороз не был бы Морозом, если бы смирился с таким положением дел в этой отрасли. Он по-прежнему продолжает биться. Написал несколько десятков писем в различные инстанции федерального правительства, обращался к депутатам и руководителям политических партий. Решительную и полную поддержку ему высказал пока только один В. Жириновский, предложив при этом вступить в ЛДПР. Остальные в ответ отделываются дежурными фразами, типа «ваши предложения будут рассмотрены».
В общем, какой-то совсем не юбилейный материал получается у автора этих строк. Но вот еще раз прослушал диктофонную запись нашего разговора с Василием Андреевичем и понимаю, что его, конечно, нужно и, конечно, есть с чем поздравить. И поздравлений будет очень много. Только не их одних он ждет в этот день. Такой уж человек - душой болеет за дело, которому посвятил свою жизнь. И по-прежнему готов убеждать и доказывать, что рано ставить крест на российском и ставропольском тонкорунном овцеводстве:
- Я убежден, что дела в этой отрасли еще наладятся. Поголовье овец будет увеличиваться. Для этого у нас есть все условия: естественные пастбища, которые никогда не станут пашней, а еще наш уникальный климат, новые породы овец, которые здесь выведены и до сих пор сохранены. Наконец, люди, которые трудятся в этой отрасли, - чабаны, зоотехники, ветеринары, селекционеры. Не знаю, сколько еще лет пройдет, но когда-нибудь все это будет востребовано...
На этой фразе наш разговор закончился. С юбилеем, Василий Андреевич!
13 октября 2017 года