Почему продвижение электромобилей на Кавминводах буксует?
Чистый воздух – Москве и Казани
Так, сопровождавший президента мэр Москвы Сергей Собянин доложил, что уже в этом году правительство столицы закупит 300 электробусов и в течение трех последующих лет полностью заменит общественный автомобильный транспорт на экологически чистый. Присутствовавший при этом разговоре президент Татарстана сказал, что подобные планы есть и у мэрии Казани.
К сожалению, при этом никто не вспомнил, что семь лет назад первым регионом страны, в котором планировали массово заменить обычные авто на электромобили, был Ставропольский край, вернее, его курортная часть – Кавказские Минеральные Воды. Между тем сегодня на десятки тысяч автомобилей, ежедневно отравляющих выхлопными газами атмосферу курортов КМВ, приходится только пять электромобилей. А ведь в распоряжении Правительства России по комплексному развитию Кисловодска до 2030 года четко предписано в 2017-м подготовить предложения по переходу на экологически чистый вид транспорта и стимулировать использование электротранспорта в городе-курорте.
Почему забуксовала el-Lada?
Как рассказал генеральный директор ЗАО «Автоколонна 1721», депутат Думы города-курорта Кисловодска Шамиль Касымов, идея бороться за чистоту воздуха на курортах Кавминвод посредством внедрения электромобилей созрела еще в бытность губернатором Ставрополья Валерия Гаевского. Ее активно поддерживал тогдашний вице-премьер ПСК Василий Балдицын.
- Я этой идеей проникся после того, как в 2011 году меня вместе с руководителем краевого министерства промышленности и транспорта Дмитрием Саматовым направили изучать рынок электромобилей в Китай, - вспоминает Шамиль Касымов.
Об интересе правительства Ставропольского края к экологически чистому автотранспорту узнали руководители «АвтоВаза», где в это время разрабатывали первый отечественный электромобиль. Так родился пилотный проект провести испытания экспериментальных el-Lada на Кавказских Минеральных Водах.
В апреле 2012 года первый отечественный электромобиль доставили в Кисловодск. Шамиль Касымов вспоминает:
- Губернатор Гаевский осмотрел машину и похлопал меня по плечу: «Шамиль, ты не переживай. Субсидии на закупку электромобилей мы заложим в бюджет». А вскоре Ставропольский край возглавил другой губернатор, Валерий Зеренков.
К счастью, он не отказался от идеи продвижения электромобилей на Кавказских Минеральных Водах. Вскоре на Московском автосалоне правительство Ставропольского края подписало с руководителями «АвтоВаза» соглашение, согласно которому автоконцерн обязался поставить в Кисловодск 90 электромобилей с существенной скидкой (по 960 тысяч рублей вместо первоначально заявленной цены в 1250 тысяч).
В феврале 2013-го в Кисловодске прошла торжественная презентация первых пяти серийных электромобилей el-Lada, закупленных ЗАО «Автоколонна 1721» для работы в качестве такси. Правительство края постаралось облегчить для кисловодского автопредприятия финансовое бремя: на каждый электромобиль давало субсидию в размере 350 тысяч рублей. Но даже при такой поддержке каждая el-Lada обходилась покупателю в 610 тысяч рублей – значительно дороже обычной «Калины», на базе которой она была изготовлена. Спустя несколько месяцев на «АвтоВазе» подготовили к отправке в Кисловодск вторую партию электромобилей. Но тут Шамиль Касымов, чтобы не разорить автопредприятие, «нажал на тормоз», а других инвесторов не нашлось.
Дело в том, что перспективы эксплуатации el-Lada на курорте оставались весьма туманными. Ни одна из ожидавшихся преференций не сработала: электротакси не получили доступа ни в Курортный парк, ни на стоянку возле Центрального рынка, на которую планировалось закрыть доступ «бомбилам». Не удалось создать на Ставрополье и сеть «быстрых заправок», без чего зона действия электротакси ограничивалась только Кисловодском.
Экологический рычаг
Сегодня пять кисловодских электромобилей el-Lada исправны и находятся на базе автоколонны. С водителем Юрием Мертвецовым я проехал на электромобиле по городу. Впечатления самые позитивные: машина идет бесшумно, уверенно и плавно преодолевает колдобины. Юрий заверил: любые кисловодские подъемы в любую погоду электромобиль берет запросто. Руля слушается отлично. За четыре года эксплуатации поломок почти не было. К тому же зарядка электричеством обходится вдвое дешевле заправки бензином.
- В общем, отличная машина. Вот если бы еще на каждой автозаправке стоял аппарат для быстрой зарядки аккумуляторов, то лучшего нечего и желать…
Ну а пока что ежедневно в маленьком городе-курорте курсируют десятки тысяч автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Многие из них вообще не соответствуют европейским экологическим стандартам. По оценкам экспертов, в год в атмосферу курорта попадает около ста тысяч тонн CO2. К тому же Кисловодск со всех сторон окружен горными хребтами: воздух циркулирует слабо, поэтому вредные выбросы накапливаются в котловине.
Нельзя сказать, что местные власти не осознают нависшей над курортом опасности: весной этого года по предложению главы города Александра Курбатова специалисты ездили в Белоруссию, для того чтобы ознакомиться с электробусами, которые изготавливают тамошние машиностроители. Как рассказал Шамиль Касымов, им представили два вида электробусов: длиной 16 и 9 метров. Последние вполне можно было бы использовать в Кисловодске на магистральных маршрутах общественного транспорта. Однако стоят они дорого: ни местному, ни даже региональному бюджету это не по карману.
- Даже бюджет Москвы не сможет выделить средства на закупку достаточного количества электробусов, - считает Шамиль Касымов. – А громкие заявления Сергей Собянин делает потому, что знает: сейчас разрабатывается федеральная целевая программа по внедрению электробусов в Москве и других городах Российской Федерации.
Вполне возможно, что Кисловодск попадет в эту программу. Но здесь доля автобусов в общем количестве автотранспорта невелика. Однако у местной администрации недавно появился мощный рычаг воздействия и на всех остальных автовладельцев - постановление об экологических дорожных знаках, которое в начале лета подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Вот что о нем сообщается на официальном сайте Правительства России: «Эти изменения ПДД позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населенных пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистых транспортных средств».
Весь вопрос в том, решится ли Александр Курбатов закрыть курортную зону Кисловодска для движения загрязняющих атмосферу автомобилей. Очевидно, что это чревато множеством конфликтов.
4 октября 2017 года