240-летию Ставрополя посвятили «Ревизора» артисты-чиновники
(По законам театрального жанра премьерными считаются первые три постановки.) Так совпало, что кроме юбилея краевого центра спектакль прошел накануне грядущего 12 октября 75-летнего юбилея основателя театра-студии «Слово» (ныне носящей его имя) заслуженного артиста России Владимира Гурьева и 20-летия самого театра-студии, которое будет отмечаться в будущем году.
Тем, кому посчастливилось увидеть первую постановку полгода назад и кто сумел запомнить детали, наверное, как и мне, было интересно сравнивать. Если скажу, что спектакль удался на славу, не скажу ничего. Гоголь сам по себе, даже если судить о нем только по текстам его пьес, шалунишкой был еще тем. Свидетельством тому бессмертность его произведений. На мой взгляд, Е. Пересыпкину и К° удалось справиться с деликатнейшей задачей осовременивания сюжета комедии с адаптацией ее к сегодняшним жизненным реалиям. Чему автор, не сомневаюсь, с удовольствием дал бы зеленый свет.
Главной же, опять на мой непрофессиональный взгляд, режиссерской находкой является состав труппы. В число энтузиастов, не являющихся профессиональными актерами, входили чиновники, общественные деятели, депутаты, журналисты и медийные персоны, а также несколько актеров театра-студии «Слово». По сравнению с первой постановкой было несколько вынужденных, но весьма удачных замен исполнителей некоторых ролей. Также было воплощено несколько несомненных творческих находок, возникших на репетициях. К примеру, когда директор по строительству (Егор Басович) дает взятку Хлестакову (Илья Захаров), он очень удачно вставляет фразу: «И корзинку с колбасками не забудьте!».
Юмористически доброжелательная атмосфера спектакля перенеслась в зрительный зал, нередко реагировавший взрывами смеха и аплодисментами. Лично мне понравились введение в спектакль современной фанатской атрибутики и связанных с этим обстоятельством корректных шуточек на футбольные темы, а также изобретательность персонажей при всучивании взяток.
На ура восторженными зрителями были встречены убойные фразы директора курортного кластера, в оригинале Городничего (Василий Балдицын): «трех губернаторов обманул» и «над чем смеетесь». После спектакля супруга Городничего (Татьяна Середа) подчеркнула, что выручка от первой постановки пошла на облагораживание территории вокруг Дворца детского творчества. А Евгений Пересыпкин пояснил, что средства от новой премьеры пойдут на издание книги о неординарной творческой личности Владимира Гурьева.
Своим мнением о смелом театральном эксперименте я попросил поделиться заслуженного артиста России Александра Ростова.
- Влияние уникального театрального искусства на наше общество сегодня настолько велико, что слово «театр» стало обиходно-многогранным: драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимы, боевых действий и другое, - сказал А. Ростов. - Я бы даже не назвал это действо спектаклем, поскольку здесь известным медийным людям была дана возможность режиссером Евгением Пересыпкиным удовлетворить свои амбиции и выявить скрытые таланты. Обратил внимание, что при переформатировании Гоголя его текст и мысли работают! Особенно в отношении коррупции. Постановка открыла для меня новые артистические личности. Я говорю о Татьяне Середе и Ларисе Козловой. Но особенно уникальным персонажем для меня открылся Городничий, представленный Василием Балдицыным. Причем я старался отрешиться от того, что он публичный человек и я хорошо знаю его лично. Его герой на сценической площадке проживал буквально каждую секунду. И когда он вышел на главный монолог, я уже видел не актера, а образ.
Полагаю, что ставропольские театралы получили долю оптимистического заряда, и надеюсь, что интересное начинание будет продолжено.
Жаль, что на этом, вне всякого сомнения, любопытный эксперимент постановки известнейшей пьесы с непрофессиональными исполнителями, целью которого было не только подтвердить известный постулат, что не боги горшки обжигают, но и продемонстрировать любовь публичных людей к нашему родному городу, завершается. Среди ставропольских общественных деятелей немало, скажем так, творческой интеллигенции, перечень достойных для постановки авторов отечественных пьес также немал (а есть ведь еще и зарубежные!). Так что чем черт не шутит: до новых театральных встреч!
20 сентября 2017 года