06:18, 15 сентября 2017 года

Узнаём армян: традиции, национальные праздники и блюда

Армяне - один из древнейших народов земли, его история насчитывает около трех тысячелетий. Они первыми в мире, еще в 301 году, приняли христианство в качестве государственной религии. По данным Всероссийской переписи населения, в России проживает более 2,5 миллиона армян, в Ставропольском крае - более 160 тысяч. В значительной степени это переселенцы из Карабаха. В числе первых переехали на Ставрополье семьи Оганисян и Бабаян.

Семья - основа

24 августа исполнилось семьдесят лет Зарик Исааковне Бабаян, маме Арсена Бабаяна, известного в Благодарненском районе предпринимателя. За широким хлебосольным столом собрались все члены семьи. Звать на торжество не пришлось. О днях рождения близких здесь помнит каждый и приезжает в дом именинника без приглашения.

Тосты в честь именинницы наполнены уважением и пожеланиями здоровья и долголетия. Много добрых слов прозвучало и в адрес каждого члена семьи. Не забыли и ныне здравствующих, и тех, кого давно не стало. Светлой грустью и глубоким почтением наполнены воспоминания об основателях рода Анастасе Григорьевиче Оганисяне и Сергее Аршавировиче Бабаяне. Их уже нет в живых, и теперь самые старшие - отметившая семидесятилетний юбилей Зарик Исааковна Бабаян и восьмидесятиоднолетняя Нина Сергеевна Оганисян, мама Артура, Риты, Эримита, Эрнеста и Эдварда.

Для всех потомков слово старших женщин - закон, их уважают и ценят, с ними советуются. Почтительное отношение детей к родителям передается из поколения в поколение, и учат этому не словами - личным примером. А старшие щедро делятся своей мудростью и знаниями. Это они с детства наставляли сыновей и дочерей: «Никогда не отвечай злом на зло. Даже если тебе сделали плохое, ответь обидчику добром, останься достойным человеком» и «Не стыдись любой работы, чтобы прокормить семью».

Первым в Благодарный переехали Эримит и Людмила Оганисян: глава семьи по распределению был направлен в одну из строительных организаций. А последовавшим за ними через несколько лет Артуру и Армиде Оганисян, Арсену и Рите Бабаян пришлось начинать с нуля - у них не было здесь ни дома, ни работы, ни каких-либо серьезных перспектив. Оставался один выход - идти в торговлю. Поначалу стоять на рынке было некомфортно, даже неловко, ведь в Карабахе у них были совсем другие профессии. Тогда-то и вспомнились мудрые слова родителей: любая работа во благо семьи почетна, и стыдиться здесь нечего.

Сегодня, спустя годы, детей Нины Сергеевны и Зарик Исааковны знают и уважают не только в Благодарненском районе, но и за его пределами. Артур Оганисян - индивидуальный предприниматель и руководитель районной армянской общины, а кондитерские изделия и хлеб от Арсена и Риты Бабаян пользуются популярностью не только у местных жителей.

Лаваш вместо других хлебов

И Рита Бабаян, и дочь Зарик Исааковны Армине помнят, как мамы учили их печь национальный армянский хлеб - тонкий лаваш. Объясняя, почему он обязательно должен быть всегда на столе, женщины рассказывали легенду. В давней Армении жил царь по имени Арам. И однажды так случилось, что он попал в плен к ассирийскому царю Носору, который поставил условие: «Ты десять дней проведешь без хлеба, голодным, а на одиннадцатый день будешь состязаться со мной в стрельбе из лука. Если победишь, то отпущу, вернешься к своему народу с подарками, достойными царя».

На следующий день царь Арам попросил принести из армянской армии его самый красивый панцирь. Армяне привезли ему панцирь. Никто не мог предположить, что в броне был спрятан тонкий хлеб. Царь Арам взял панцирь, а после заявил, что этот не самый красивый. И снова отправились гонцы в путь и принесли новый, но и он не понравился царю. Так они в течение десяти дней приносили ему лаваш, причем сами не знали, что он спрятан в панцире. На одиннадцатый день царь Носор и Арам вышли на стрельбище. Носор был уверен, что Арам, оставшись без хлеба, потерял дух и силу, а главное, меткость глаза. Но случилось чудо! Царь Арам стал победителем в этом состязании и с честью возвратился в свою страну. Его спас армянский хлеб. Возвратившись, царь велел, чтобы в Армении всегда пекли лаваш вместо других хлебов.

С тех пор прошло много лет, но ни одна трапеза в армянских семьях не обходится без лаваша. Среди других национальных блюд, которые украшают праздничные столы, хаш (наваристый суп из говядины, похожий на теплый холодец), хоравац - шашлык с запеченными на костре овощами, толма (голубцы), люля-кебаб, колбаса суджух, вяленная на солнце, молочный суп катнапур, сладкий плов с курагой и

изюмом, пахлава… А самое любимое, пожалуй, - жингялов хац, так называемые пышки с травой - гордость карабахской кухни. Восьмидесятилетняя Нина Сергеевна до сих пор собственноручно с удовольствием печет их, как и лаваши, причем использует не менее двенадцати трав, чтобы получилось вкусно и полезно.

Свадьба и первый зуб

В семейных альбомах старших представительниц рода Оганисян-Бабаян много фотографий, связанных с важными вехами в жизни каждого члена семьи, но самые красивые, пожалуй, свадебные. Ведь все свадьбы, как принято в Армении, были очень пышными, веселыми, хлебосольными, с большим количеством гостей, блюд и живой музыкой. А все невесты, как Нина Сергеевна и Зарик Исааковна, прошли необходимые этапы на пути к семейной жизни: знакомство с родителями жениха, сватовство, обручение и, конечно, свадьба. Все по традиции. Бросив букет, невеста передает незамужним девушкам и неженатым юношам «таросики» - небольшие красивые сувениры (корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже), делясь частичкой своего счастья. А невесту одаривают корзинами с подарками, золотыми украшениями, переодевают в новую одежду, подаренную женихом, а все старые вещи и привычки, перешагнув порог его дома, молодая жена должна была оставить в прошлом и подчиниться правилам новой семьи.

Конечно, с годами многие обычаи осовременились, стали более мягкими и демократичными, и все же традиционные представления о семейной гармонии у армян сохраняются: главой семьи является мужчина, и хотя муж и жена практически равноправны, его слово во всех вопросах решающее, а особым уважением, как уже упоминалось, пользуются пожилые члены семьи.

Невестки и зятья Н. Оганисян и З. Бабаян благодаря мудрости и доброте родителей легко стали частью их семьи и искренне называют женщин мамами, а для одиннадцати внуков и четырнадцати правнуков они самые лучшие бабушки и прабабушки.

Если говорить о повседневных обычаях армян, у них много общего с русскими, но есть и свои нюансы. Например, когда у ребенка прорезается первый зубик, всех родных и близких также принято созывать на «зубок» (атамхатик) и одаривать малыша и маму. А еще нужно обязательно приготовить кашу из фасоли и гороха и посыпать ею головку ребенка, чтобы остальные зубки росли безболезненно и были крепкими и здоровыми. Впрочем, сейчас голову малыша прикрывают тканью или зонтом, стараясь не испачкать маленького виновника торжества.

В этот же день принято проводить еще один интересный, похожий на увлекательную игру обряд, - выбор профессии. И это несмотря на младенческий возраст. Вокруг ребенка раскладывают предметы, символизирующие ту или иную сферу деятельности, и он как бы выбирает занятие на будущее. Получается очень милое и веселое зрелище, но, конечно, это просто шутка, никак не влияющая на реальный выбор. Так, старший сын Арсена и Риты Бабаян Гайк, будучи малышом, выбрал доллары, символизирующие работу в банке, а стал врачом-стоматологом. Сергей, взявший ключи, мечтает стать юристом, а схватившая в руки зеркало Мариам осваивает профессию врача-лаборанта.

8 Марта без цветов

С удивлением узнала, что в этой семье женщины не получают подарков и цветов в Международный женский день. В Армении есть свой национальный женский праздник - День материнства и красоты. Тогда-то и чествуют всех представительниц прекрасной половины рода вне зависимости от возраста. Отмечается он 7 апреля и имеет давнюю историю и христианские корни, поскольку приходится на одну из особо почитаемых церковных дат - Благовещение Пресвятой Богородицы. Таким образом, ежегодно 7 апреля армяне отмечают два праздника.

Интересно, что и День влюбленных они празднуют не 14-го, а 13 февраля - в день Святого Саркиса, но точно так же обмениваются подарками и признаниями. А вот обычай печь в этот день соленое печенье ахалибт и оставлять его на ночь под подушкой, чтобы увидеть во сне суженого или суженую, сейчас уже мало кто из молодежи практикует, да и молодожены давно не прыгают через костер в конце зимы (древний армянский праздник Трндез), чтобы очиститься от негатива.

Со временем обряды адаптируются к новым условиям, особенно если человек живет не среди соплеменников. Лишь что-то исконно свое остается неизменным, уникальным и передается из поколения в поколение.

Со стороны может показаться, что владелец устоявшегося бизнеса уже не работает, только пожинает плоды. Но это не так. С увеличением товарооборота у семьи Бабаян, например, работы стало больше, как и ответственности. А ведь начиналось все с полной неопределенности, маленького рыночного прилавка, неловкости и дискомфорта от резкой смены профессии и места жительства. Но все получилось - не бывает работы, которой стыдно заниматься во благо семьи.

Наталья НЕТКАЧЕВА
«Ответь добром на зло и не стыдись работы»
Газета «Ставропольская правда»
15 сентября 2017 года