Владельцев авто без техосмотра и с поддельной диагностической картой будут штрафовать
Эти и другие новации затронут интересы очень многих семей, если учесть, что россияне эксплуатируют, по официальным данным, более 50 миллионов машин.
За разъяснениями мы обратились к постоянному эксперту газеты Роману Савичеву, генеральному директору ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое признано одним из крупнейших региональных юридических компаний по версии авторитетного портала Право. ру.
- Я думаю, что предложения Минэкономразвития вызовут немало вопросов не только у водителей, но и среди автостраховщиков и операторов техосмотра, - комментирует Роман Савичев. - Начнем с того, какие обстоятельства понудили инициаторов к разработке документа. Как известно, большинство автомобилей раз в год (новые - реже) должны проходить техосмотр на станциях, имеющих соответствующую аккредитацию. Без техосмотра и диагностической карты, подтверждающей, что автомобиль годен к эксплуатации, водитель не сможет купить полис ОСАГО. Но это если следовать букве закона, а в жизни существует масса лазеек, позволяющих пройти техосмотр даже ржавой колымаге без двигателя. К сожалению, сегодня многие автовладельцы превращают техосмотр в фикцию, предпочитая купить диагностическую карту у страховщика, вообще не посещая станцию ТО. Более того, эту карту можно заказать через Интернет, ее доставят на дом и даже пообещают все данные об этой операции вбить в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИС ТО). Может быть, даже обещание выполнят, а если нет, то страховщики при заключении договора ОСАГО удовольствуются бумажным вариантом диагностической карты, которую принесет клиент. Таким образом липовый техосмотр приобретает статус легального. Есть еще одна уловка, которой пользуются «продвинутые» водители: оформляют полис ОСАГО, когда до конца срока действия диагностической карты остается несколько дней. Полис на руках, а техосмотр можно не проходить еще год...
Уверен, законопослушные граждане со мной согласятся: все-таки техосмотр - это не какой-то дополнительный налог или оброк со стороны государства, а прежде всего гарантия того, что автомобиль, вы-ехавший на дорогу, является исправным и не создаст проблем другим участникам движения. Именно против виртуального техосмотра и выступает Минэкономразвития со своим законопроектом.
Принципиальных новшеств несколько. Ведомство настаивает на том, чтобы диагностическую карту оператор техосмотра заполнял непосредственно в электронной системе. В результате страховщики избавятся от бумажных карт, а поскольку информация об автомобиле, прошедшем техосмотр, будет попадать в ЕАИС ТО моментально, любой контролирующий орган и полиция смогут оперативно получить информацию об интересующей машине. (Кстати, контроль за деятельностью операторов ТО планируется передать Ространснадзору.)
Следующий шаг - выявление просроченного или фальшивого техосмотра с помощью камер фотовидеофиксации нарушений на дорогах. Камеры будут сверять номера автомобилей с базой ЕАИС ТО. Если машины в базе нет, ее хозяин получит штраф 800 рублей. За внесение в реестр ложной информации работнику станции выпишут штраф в 80 тысяч рублей, а оператору техосмотра за фальшивую диагностическую карту - до 500 тысяч.
Лично меня в этих новациях смущает одно обстоятельство: Минэкономразвития предлагает организовать видеоконтроль и за процедурой техосмотра непосредственно на станциях. Во-первых, удовольствие это дорогостоящее (и где хранить огромный объем информации?), а во-вторых, вряд ли это решит проблему: наши умельцы при желании могут сделать фиктивной и видеозапись осмотра машины.
И все-таки в законопроекте есть пункт, предлагающий действенный рецепт, стимулирующий водителя ответственно подходить к процедуре техосмотра. Страховщик получит право регрессного требования к виновнику аварии, у которого нет тех-осмотра. То есть страховая компания возместит ущерб пострадавшему, но взыщет эту сумму с виновника ДТП, ездившего без техосмотра.
Автомобильная тема в минувшем месяце получила общественный резонанс и в связи с одобрением комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности поправок в КоАП, которые предусматривают административное наказание (лишение прав) при обнаружении в организме у водителя абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови. Напомню, согласно действующей редакции ст. 128 КоАП, административная ответственность наступает, если в организме водителя содержится этиловый спирт в размере, превышающем 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Наказание - штраф 30 тысяч и лишение права управления автомобилем на срок от полутора до двух лет. Однако бывают случаи, когда клиент, что называется, не вяжет лыка (и, соответственно, не может дунуть в трубку) или вообще находится в бессознательном состоянии. Именно у таких и будут брать кровь, чтобы определить концентрацию алкоголя.
Думаю, что для автомобилистов, у которых возникли проблемы с возмещением ущерба в связи с ДТП, будет интересен факт подписания президентом закона о досудебном разрешении споров в ОСАГО. Поправки касаются обязательного досудебного порядка урегулирования споров между страховыми компаниями при осуществлении механизма прямого возмещения убытков. Споры между страховщиками будет рассматривать (отводится срок 20 дней) спецкомиссия Российского союза автостраховщиков. Если решение комиссии не устроит одну из сторон, она может оспорить его в арбитраже. Эта мера, безусловно, разгрузит суды. Ведь сегодня страховщики, как правило, и не пытаются урегулировать конфликт, а сразу обращаются в суд и начинают волокитить дело, рассмотрение которого может затянуться на долгие месяцы.
6 сентября 2017 года