За что журналистку Анну Курбатову выдворили с Украины?
Волновались, потому что Аня хоть уже и москвичка, но еще своя, ставропольская. С 2009 по 2016 год она была корреспондентом и телеведущей ГТРК «Ставрополье». Ее высокий профессионализм отмечен журналистским сообществом Ставрополья: Аня победитель конкурса имени Германа Лопатина краевого отделения СЖР. Кажется, за судьбой Анны Курбатовой в эти дни следили не только коллеги, но и вся страна.
Вряд ли стоит подробно пересказывать хронику похищения, но основные моменты стоит вспомнить. В среду девушку, с высокой температурой шедшую в аптеку, похитили сотрудники СБУ (в том, что это именно они, а не бандиты, Анна долго сомневалась), допрашивали два часа и в четверг выдворили из Украины, высадив без денег и ключей от московской квартиры.
Что же «преступного» натворила журналист? За что украинские власти выдворили ее из страны с запретом въезда на три года? Формальной причиной стало то, что в сюжете о ситуации на Донбассе она назвала конфликт «гражданской войной», а не «российской агрессией». Так объяснила сама Анна, находясь уже на пограничном пункте в Брянской области. Ранее А. Курбатова попала в базу данных сайта «Миротворец». В ее адрес неоднократно поступали угрозы. В последнее время неугодные властям Украины сюжеты Анны рассказывали о высылке испанских журналистов (за те же самые «прегрешения») из Киева, а также о параде в честь Дня независимости в украинской столице с участием войск стран НАТО.
Кстати, в сборнике правил СС, бесновавшихся в том числе и на Украине во время Великой Отечественной войны, было сказано: в политике существуют только две данности - Германия или ничто. Нынешняя украинская ситуация по преследованию инакомыслящих, и в первую очередь журналистов, согласитесь, очень похожа.
Реакция мирового и журналистского сообщества ясна и понятна. Представитель ОБСЕ осудил депортацию российского журналиста.
Союз журналистов России выразил озабоченность произошедшим и требует от украинских властей принять все необходимые меры для расследования этого преступления. СЖР будет информировать международные партнерские организации, а также, несмотря на политическую конъюнктуру, обязательно свяжется с Национальным союзом журналистов Украины (НСЖУ).
Совет Федерации РФ планирует рассмотреть вопрос об ответных мерах.
Высылка и запрещение въезда на территорию Украины стали обычными в практике борьбу с неугодными и инакомыслящими россиянами. Ставропольчане не стали исключением. После того как Ессентукский городской суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении Арсения Яценюка (см. «Яценюк арестован в Ессентуках. Заочно», «Ставропольская правда», 28.3 2017 г.), в украинский список попали и жители края. Яценюк подозревается в том, что сотрудничал с террористами на Северном Кавказе и участвовал в вооруженной банде. Он был объявлен в международный розыск.
Расширенный санкционный список республики пополнился именами юристов со Ставрополья в соответствии с указом Петра Порошенко, президента Украины, который вступил в силу 16 мая. Всего в нем на тот момент было 1200 физических лиц и около 50 юридических. Под санкции попали старший прокурор управления Генпрокуратуры РФ в СКФО А. Рыбалко, судья Ставропольского краевого суда в Пятигорске Э. Масленников, два адвоката Ставропольской краевой коллегии адвокатов в Ессентуках Е. Орловская и С. Сотников и четверо судей Ессентукского городского суда Е. Аветисова, В. Емельянов, С. Суюшова и О. Фролова.
- Судьи попали «под раздачу», – объясняет Татьяна Гаврилова, пресс-секретарь Ессентукского горсуда, – потому что в соответствии с принципом территориальной подсудности дело слушается по месту совершения преступления или по месту дислокации органа следствия. Главное следственное управление СКР по СКФО находится в Ессентуках.
Теперь все, кто занесен в санкционный список, не могут пересекать границу Украины и пользоваться имуществом, если оно расположено на территории этой страны.
1 сентября 2017 года