Аэропорт «Ставрополь»: как купить бюджетный авиабилет
Почему цены кусают так больно?
Ставрополь – это географический центр Северного Кавказа, более того, находится в непосредственной близости от городов Кавмингруппы. Казалось бы, у города есть свой международный аэропорт, а такое удобное расположение позволяет планировать десятки различных маршрутов. Однако все не так просто.
Сегодня перелет в экономклассе по маршруту Ставрополь – Москва – Ставрополь обойдется в среднем в 10 тысяч рублей с человека (по данным сайтов aviasales.ru и ozon.travel.ru). Еще несколько месяцев назад расценки были ниже. Страдает бизнес, потому что увеличивается стоимость деловых поездок в Москву. В нынешних экономических условиях авиаперелеты становятся труднодоступными и для простых граждан, которым надо посетить столицу или транзитом через нее отправиться в дальнее путешествие.
Все чаще на слуху фразы в духе «Да я за такие деньги лучше лишние сутки потрясусь в поезде и сэкономлю!». Безусловно, по тому же маршруту туда и обратно можно проехать на поезде в среднем за 6 тысяч рублей с человека, что заметно дешевле. Но что делать в ситуации, когда время не ждет и нужно срочно лететь в Москву? И все же учтите: если авиабилет не заказать предварительно, этак недели за 3-4, высокий ценовой тариф может неприятно удивить пассажира.
Попробуем разобраться, почему перелет внутри страны превратился в дорогое удовольствие и каким образом можно сэкономить на билетах.
Пожалуй, прежде чем обвинять во всех смертных грехах местный аэропорт и власти, следует отметить, что цену билета определяет коммерческая политика авиакомпании-перевозчика. Аэропорт предоставляет взлетную полосу, осуществляет проверку самолета перед вылетом, посадку и высадку пассажиров. И это не самая большая составляющая стоимости рейса.
По окупаемости перелета ощутимо бьет малая востребованность маршрута. Например, рейсы Turkish Airlines в Стамбул, как правило, не набирают 100 процентов пассажиров, а топлива, разумеется, требуется не меньше, чем для полноценной загрузки.
Топливо является самой значительной статьей расходов и вместе с техобслуживанием отнимает около четверти стоимости авиа-перелета. Плюс затраты на оплату труда, ремонт и страхование, административные расходы и рекламу, нужно платить и налоги. И, к сожалению, мировые цены, курсы валют, цены на нефть также регулярно «активизируют» надбавку к ценовому тарифу.
С аэропортом Ставрополь работает четыре авиакомпании. Это 12-14 рейсов в сутки. Несравнимо лучшая ситуация в Минводах: соответственно 27 авиакомпаний и около 40 рейсов в сутки. Логика простая: нет достойной конкуренции компаний - нет дешевых билетов. Вот и приходится покупать то, что дают (сайт авиа-гид.рф).
В настоящее время ОАО «Международный аэропорт Ставрополь» является государственно-частным предприятием: 51,2 процента акций принадлежат краю, а остальные московскому инвестору ООО «Авиасервис». До краевого правительства не получилось достучаться с вопросом: возможно ли увеличить количество авиарейсов? На вопрос ответили в администрации аэропорта.
– Действительно, политика авиакомпаний от нас мало зависит. Наша цель – организация рейсов, наиболее востребованных ставропольчанами. Часто этому препятствует слабый пассажирооборот. Ставрополь относительно небольшой город, люди летают не так часто, как хотелось бы. В сентябре ситуация, надеемся, стабилизируется за счет нового расписания. В сутки будет летать минимум 6 рейсов на Москву: S7 Airlines – 2 рейса, Аэрофлот – 3 и UTair – 1, - пояснил заместитель генерального директора аэропорта по коммерции Владимир Табырца. - Есть планы и по другим направлениям.
Проект «Лоукостер» провалился
Еще в 2009 году появилась первая в России бюджетная авиакомпания, которая в том числе работала и в Ставрополе. Лоукостер «Авианова» брал низкую плату за билет. Это было условием отказа во время перелета от привычных к нему дополнений. А именно: все места относятся к экономклассу, обед во время полета не дают, вес ручной клади не должен превышать 10 килограммов. В принципе, этот вариант устраивал многих, особенно тех, у кого в кошельке негусто. Лоукост-билеты стоят в 2-3 раза дешевле, чем обычные.
Увы, все не так сказочно, как хотелось бы. Лоукостеры экономят не только на некритичных вещах, но и частично на удобстве пассажира. Во-первых, рейсы совершаются только по коротким прямым маршрутам до 2 тысяч километров. Возврат билета часто может обернуться нервотрепкой. И последнее, что настораживает: самолеты эксплуатируются очень интенсивно. Одно воздушное судно совершает несколько полетов в день.
Лоукостеры пришли к нам из США, но пока что приживаются с трудом. «Авианова» в 2012 году обанкротилась, а с ней и возможность бюджетного перелета из Ставрополя. В России осталась одна авиакомпания, работающая в экономном для пассажира режиме, - «Победа». Но в Ставрополь ее самолеты, увы, не залетают. А вот, например, в Махачкалу и Нальчик - да.
Как же летать дешевле?
Как же быть, если ждать обещанной стабилизации цен некогда и откладывать поездку до лучших времен невозможно? В данном случае изобретать велосипед не придется. Все довольно просто: нужно следовать негласным современным правилам покупки билета. Их несколько.
Самый очевидный и полезный совет – постарайтесь планировать перелет заранее. Чем меньше мест остается на борту самолета, тем выше стоимость. Гораздо выгоднее забронировать билет за несколько месяцев или хотя бы недель вперед, тогда получится заметно сэкономить.
Если есть возможность, постарайтесь подписаться на рассылки от авиакомпаний. Это упростит поиск нужного билета и поможет не пропустить «горячие» места и скидки. Из этого вытекает следующее: если вы нашли нужный билет, то не откладывайте покупку, иначе можно проворонить момент, и цена взлетит.
И наконец, всегда проверяйте соседние даты. Возможно, рейс, отправляющийся на день раньше или позже, будет дешевле на несколько тысяч рублей. И помните, как правило, дешевле купить билет туда и обратно.
30 августа 2017 года