Чего ждать бизнесменам от реформы контрольно-надзорной деятельности
Поручения эти трансформируются в конкретные законопроекты, которые, скорее всего, будут приняты Госдумой РФ до конца нынешнего года. Обернутся ли предлагаемые новации реальным ослаблением «проверочной удавки» для малого и среднего бизнеса? На эту тему рассуждает наш эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое признано по версии авторитетного портала Право.ру одним из крупнейших в России.
- Деятельность контрольно-надзорных органов в нашей стране у многих вызывает справедливые претензии, - говорит Роман Савичев. - Думаю, даже юридически подкованный предприниматель не назовет вот так навскидку точное число ведомств и контролирующих организаций федерального, регионального и муниципального уровня, откуда к нему может нагрянуть с проверкой суровый инспектор или человек в погонах, от которых подчас зависит даже и не благополучие, а судьба бизнеса.
Этих ведомств десятки, и, что самое печальное, они нередко идут по следу друг друга, изобретая поводы для внеплановых проверок предприятия. Налицо удивительная ситуация: после того как бывший президент Дмитрий Медведев произнес знаменитую фразу «хватит кошмарить бизнес», правительство несколько раз вводило ограничительные меры для бурной деятельности проверяющих организаций. И результат последовал: общее число контрольных мероприятий, справедливости ради сказать, сократилось. Но на этом фоне произошел рост внеплановых проверок! Цифра официальная, обнародованная Генпрокуратурой: доля внеплановых проверок выросла с 66% в 2015 году до 75% в 2016-м. Думаю, эта тенденция сохранилась и в нынешнем году, в связи с чем президент Владимир Путин дал ряд поручений правительству и Генпрокуратуре, о которых мы сейчас ведем речь.
Итак, к декабрю нынешнего года будут подготовлены поправки в законодательство, в соответствии с которыми каждый надзорный орган должен существенно ограничить число внеплановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей — до 30% от плановых. То есть наметил, например, Роспотребнадзор 1000 плановых проверок, а внеплановых должно быть не более 300. Но, разумеется, в жизни всегда бывают исключения: вне графика будут проверки, связанные с вредом здоровью и жизни граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также с угрозами техногенных и природных ЧС.
И немаловажное обстоятельство: срок проверки не должен превышать десяти дней, причем предметом проверки должны быть лишь факты, из-за которых она инициирована. То есть, если к бизнесмену пришли по поводу отсутствия пожарной сигнализации, не нужно проверять попутно, как он платит налоги.
Президент высказался и за освобождение предпринимателей из-под стражи, если расследование затянулось, а полиция не ведет активных действий. Нужная мера. Ведь у нас как бывает: посадят человека в изолятор по надуманному поводу и не спеша расследуют дело - месяц, два, три... За это время у предпринимателя бизнес развалился или, что чаще бывает, конкурент (а нередко он же и «заказчик» уголовного дела) прибрал к рукам оставшийся без хозяина объект.
Еще один популярный шаг: президент предложил запретить силовикам изымать серверы и жесткие диски (это нередко напрочь парализует работу предприятий), ограничившись их копированием.
Другой блок законопроектов появится уже к октябрю. В частности, федеральному и региональным бизнес-омбудсменам разрешат представлять интересы членов предпринимательских объединений в суде. Я знаю, это застарелая «мозоль» бизнес-омбудсменов территорий: собирают они жалобы предпринимателей, ведут какую-то статистику, делают запросы в различные структуры, но реальных рычагов, чтобы помочь попавшему в беду бизнесмену, у них почти нет. Теперь их статус должен возрасти.
Без сомнения, бизнес-сообщество страны положительно оценивает инициативы президента. Но посмотрим, как они будут реализованы на практике. А пока же, по оценкам экспертов, не менее 30% всей экономики находится в тени из-за системных поборов и тех же проверок, тормозящих работу, тяжелого налогового бремени, необоснованного уголовного преследования и так далее. Поэтому дело не только в хороших законах. От государства требуется продуманная политика поддержки и стимулирования частной инициативы. И многое зависит даже не от Москвы, а от региональных властей. Кстати, на Ставрополье ситуация довольно-таки благоприятная на фоне многих «упавших» от кризиса регионов, где малый бизнес влачит жалкое существование. В нашем крае более 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится около трети валового регионального продукта.
25 августа 2017 года